Сделать все дороги платными планирует первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Зампред федерального правительства намерен изменить действующий закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», исключив из него строки об обязательном наличии бесплатных проездных участков. Казанские водители хоть и допускают введение такого закона, но не скрывают своего возмущения. Вместе с тем представители минтранса республики заверяют, что не оставят автомобилистов без альтернатив, а платной у нас будет только одна дорога.
Своим заявлением о необходимости введения платы за пользование дорогами даже при отсутствии безвозмездных вариантов первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов вновь поднял тему, которая активно муссировалась прошлой осенью. Тогда минтранс РФ поддержал это предложение, а глава министерства Игорь Левитин напомнил, что такие нормы есть, в частности, в законодательстве Казахстана и Китая.
Тем временем, как сообщает «РБК daily», компания «Региональные платные дороги», начинает строить платные мостовые или тоннельные автомобильные переезды через железнодорожные пути. Уже намечено 50 городов, где появятся новые переезды. Строительство одного путепровода, по информации издания, оценивается в 5 миллионов долларов. Первый заработает уже в конце нынешнего года в Рязани. Предполагается, что стоимость проезда по путепроводу для легкового автомобиля составит 10 рублей, общественный транспорт будут пропускать бесплатно.
Мнение казанских водителей о возможном введении платы за проезд по междугородным трассам оказалось практически одинаковым. Инициативу они называют незаконной и недопустимой.
«Отношусь сугубо отрицательно – выразил свое мнение водитель на серебристой Toyota Corolla. – Я считаю, что всегда должна существовать альтернатива. В России и без этого не настолько богатое население, чтобы еще платить за дороги. Мы и так платим очень много. Бензин дорогой, машины дорогие, транспортный налог платим. Поэтому я считаю, такое предложение крайне возмутительным со стороны правительства».
«Все дороги делать платными нельзя, потому что мы и так платим налоги за дороги, – говорит жительница Казани на Peugeot 307. – Как в Европе должна быть альтернатива. Там есть дороги платные, с лучшим покрытием, более короткие, и есть бесплатные. Конечно, если будут скоростные платные трассы, я для быстроты передвижения воспользуюсь ими. Но альтернатива должна быть, потому что не все люди могут позволить себе платить, например в случае поездок на работу. Как пример – из Волжска, а это вообще другая республика, люди ездят в Казань на работу. Что, платить за это каждый день»?
Инициатива правительственных чиновников возмутила и казанских блогеров.
«Я не верю что эти дороги будут идеальными, просто деньги себе в карман класть будут, а дороги останутся, как были, – выразил свое мнение казанский блогер Рустем Шакиров (Ria9). – Возможно, что это попытка отвлечь от чего-то другого, проверить реакцию для каких-то других предложений. Хотя могут и претворить в жизнь, как, например, с полицией. При этом я не против платить и скорее даже буду, но при гарантии идеальных дорог и отсутствии на них скоростного режима».
Представитель минтранса Татарстана успокоил: никаких платных безальтернативных дорог, кроме одной запланированной у нас не будет. По крайней мере в ближайшее время.
«В Татарстане возводится одна платная магистраль: Шали – Сорочьи Горы – Бавлы, причем строится она на средства частного инвестора, – рассказал пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Кирилл Шевчук. – Это будет магистраль класса 1А, без примыканий и пересечений дорог на одном уровне. Естественно, что она будет с бесплатной альтернативой. Мало того, сейчас рассматривается вопрос о ее дублировании железной дорогой, согласно европейских стандартов. Что касается придания статуса платных обычным трассам и безальтернативным дорогам, то в Татарстане этот вариант вообще не рассматривается».
Как рассказал Шевчук, эта магистраль будет предназначена для транзитного движения большегрузов через Татарстан в сторону Оренбурга и дальше в Китай. Это позволит повысить скорость продвижения грузопотока через республику и одновременно разгрузит татарстанские трассы. Что касается качества наших дорог, то, по словам представителя минтранса, этот вопрос активно решается: в республике в скором времени должны появиться лаборатории и полигоны для испытаний дорожных покрытий с применением новых строительных материалов на основе природных битумов месторождений Татарстана, которых, к слову, разведано до 7 миллиардов тонн. К примеру, в азиатских и европейских странах, где дороги на редкость ровные и долговечные, при производстве асфальта используют дорожные битумы, получаемые из природных, в частности, канадских или венесуэльских.
«При условии совместной успешной проработки вопроса добычи, производства и использования местных природных битумов, Татарстан может стать локомотивом в строительстве качественных дорог и производстве дорожных строительных материалов для всей России», – пояснил Шевчук.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА