С 1 сентября 2011 года вступил в силу закон РФ о такси. По идее, теперь каждый, кто берет деньги за подвоз, обязан оформить лицензию и получить кассовый аппарат, выполнив целый ряд требований. Часть казанских таксистов, в принципе, не против введения некоторых адекватных мер для регулирования деятельности. Как, например, лицензирования и введения штрафа для диких бомбил. Однако большинство считает закон очередной фикцией.
С 700 до 1000 рублей подорожает проезд на запрещающий сигнал светофора, а за проезд стоп-линии теперь будут штрафовать на 800 рублей. За выезд на перекресток в случае затора и создание помех другим водителям размер штрафа вырос со 100 до 1000 рублей, на ту же сумму будут наказывать за нежелание уступать дорогу транспорту, имеющему право преимущественного проезда перекрестков. Летом 2012 года поднимут штраф за нарушение правил парковки. Остановка и стоянка автомобиля в нарушение ПДД по всей России будет караться штрафом в размере 300 рублей, а в Москве и Петербурге – до 2500 рублей. Остановка на пешеходном переходе или тротуаре «подорожает» с 300 до тысячи, как и стоянка на остановке общественного транспорта.
Таксист Альберт Мухаматшин считает, что лицензия необходима: «Я считаю, что в Казани сейчас очень много, скажем так, некомпетентных таксистов, и эта процедура поможет их исключить», – пояснил Мухаматшин.
Однако большинство из них относится к нововведениям негативно или даже с долей сарказма.
Так, водитель такси по имени Владимир считает, что власть попросту в очередной раз пытается залезть в карман населения.
«Я думаю, что лицензирование такси нанесет очередной удар по малоимущим, – говорит Владимир. – Такси сейчас у нас в основном как подработка. Сюда идут учителя, врачи, студенты, пенсионеры, даже милиционеры есть. Это люди, которые на основном месте работы получают маленькую зарплату, и такси для них – неплохое подспорье. Я сам работаю преподавателем и содержать семью на одну зарплату не могу. Поэтому и начал подрабатывать в такси. Лицензия, конечно, бесплатно выдается, но очень много подводных камней. Сначала все нюансы бы продумали, а потом вводили лицензирование. Министры же на такси не ездят и не знают всей ситуации. Порядка все равно не будет».
С 1 сентября 2011 года любая таксомоторная компания или частный предприниматель-таксист на территории России будут обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Документ будет действителен только на территории того региона, в котором он был получен, за исключением случаев, если между регионами заключено соответствующее соглашение. Его выдадут только предпринимателям и юрлицам, если у тех на балансе есть автомобили.
Положения закона:
1) легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;
2) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
3) легковое такси должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ;
4) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и быть оборудовано таксометром;
5) водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет, либо общий водительский стаж не менее пяти лет;
6) лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечивать техобслуживание и ремонт легковых такси; проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра;
7) разрешение на осуществление перевозок должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
С 1 января 2012 года вводится административная ответственность за ряд правонарушений, связанных с введением с 1 сентября 2011 года закона о такси. Так, отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5000 рублей. Кроме того, установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей за отсутствие в салоне необходимой информации и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности. За отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше транспортного средства водитель такси будет обязан уплатить штраф в размере 3000 рублей.
В том, что порядка не будет, а закон попросту повиснет в воздухе, уверен и руководитель ассоциации такси Казани Васил Нигматуллин. По его мнению, закон с реальностью не дружит, потому что создавался без учета интересов самих таксистов. В результате он выльется в очередную кампанейщину – пошумят и забудут.
«Я спокойно отношусь ко всем этим положениям закона, потому что ничего особенного не случится, – говорит Нигматуллин. – Какое исполнение закона может быть, когда никто не знает, кто должен выдавать лицензии? Я недавно пытался «провентилировать» этот вопрос в налоговой. Там только плечами пожимают. Ну и вообще, как я перекрашу все машины, какой таксометр – никто ничего не знает, механизма исполнения как не было, так и нет. А если делать так, как указано – то вложения просто немыслимые, практически неподъемные. А это значит, что никто ничего делать не будет. Как работали, так и будут работать. Да и кто будет контролировать мою работу? Гаишники? А какое право они имеют спрашивать с меня – кого и куда я везу? Документы в порядке, машина тоже, прицепиться не к чему. Так что все будет как обычно – проведут для галочки пару мероприятий по таксистам и забудут. Единственно плохо – цены поднимутся, безусловно. На сколько – сказать трудно».
Гаишники пока отмалчиваются и ждут, когда вступят в силу все поправки. Напомним, что с 1 сентября изменились только правила эвакуации автомобилей, нарушивших правила остановки и стоянки – если раньше перемещение машины и первые сутки ее хранения были бесплатными для автовладельца, то теперь за это придется платить. Стоимость эвакуации и хранения установят местные власти.
«Наша активная работа по таксистам начнется через четыре месяца, когда вступят в силу поправки, в которых говорится о наказаниях, – пояснил инспектор отдела пропаганды ГИБДД МВД России по Татарстану Дмитрий Пекунов. – Пока же таксисты могут использовать оставшееся время для того, чтобы оборудовать автомобили в соответствии с требованиями закона и приобрести лицензии».
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА