Таксистам-нелегалам, которые в любое время дня и ночи дежурят в ожидании клиентов практически на каждом перекрестке города, уже через два дня придется покинуть насиженные места. Спокойно работать бомбилы не смогут: с 1 сентября вступают в силу отдельные положения Федерального закона №69 от 21 апреля 2011 года, которые призваны навести порядок в сфере пассажирских перевозок.
Изменения предстоят немалые. Так, заниматься извозом можно лишь при наличии соответствующего разрешения, при этом частный извоз становится незаконным. Желающим возить пассажиров за деньги и при этом не работать «на дядю» придется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и после этого отправляться за разрешением. Такой документ, кстати, будет действовать в течение пяти лет, однако он вовсе не гарантирует свободу действий: заниматься извозом можно будет лишь на территории родной республики.
Существует и еще одно ограничение, связанное с разрешением на коммерческие перевозки. Такой документ необходимо получать на все легковушки, которые будут использоваться в такси. Другими словами, если в автопарке таксомоторной службы имеется 15-20 «калин» или «логанов», на каждую из них должно быть получено разрешение на осуществление перевозок. С этим пунктом не согласен президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его мнению, такие документы нужно выдавать водителям, а не автомобилям: пресловутый человеческий фактор еще никто не отменял.
Нововведение окажется полезным для самих пассажиров. Согласно закону, реестр выданных разрешений (что равнозначно списку «белых» перевозчиков) должен быть опубликован в Интернете: либо на сайте ответственного ведомства, либо на официальном портале региона. Мало того, чиновникам придется постоянно обновлять базу данных – закон предусматривает, что информация о вновь выданных разрешениях должна появляться в Сети в течение пяти дней.
Впрочем, одного этого документа будет недостаточно, чтобы выезжать на улицы и набирать пассажиров. В законе тщательно прописаны конкретные требования к такси, за несоблюдение которых предпринимателю грозит либо приостановление деятельности, либо аннулирование разрешения.
В частности, на все легковые такси повесят опознавательные оранжевые фонари, а борта распишут «шашечками». Если же региональные власти решат выкрасить автомобили перевозчиков в единый цвет – предпринимателям останется лишь подчиниться этому требованию. Кроме того, станет обязательным использование таксометров, а сами машины будут отправляться на техосмотр каждые полгода.
Требования к водителям, тем не менее, нельзя назвать жесткими: чтобы управлять такси, достаточно иметь хотя бы трехлетний стаж работы шофером или как минимум пятилетний общий водительский стаж. Остальные положения закона касаются предпринимателей: им придется контролировать техническое состояние машин перед выходом на линию и организовывать обязательный предрейсовый медосмотр самих таксистов.
В Татарстане порядок в сфере пассажирских перевозок пытаются навести уже давно. Причем иногда непопулярными мерами, как было с запретом эксплуатации маршрутных «Газелек». Сейчас же наш региональный закон о такси тоже готов и уже прошел 2 чтения. Впереди – обсуждение на уровне общественности.
«Мы должны определить структуру, которая будет выдавать разрешения и контролировать деятельность таксистов, – пояснил ведущий советник министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Кирилл Шевчук. – Вообще проект был готов еще в начале лета, и тогда прошел первое чтение с многочисленными поправками, а сейчас и второе. Закончить все процедуры к первому сентябрю, как видите, не успеваем – были парламентские каникулы. Общественные слушания закона будут назначены в ближайшее время. Пригласим всех заинтересованных лиц, прессу, будем обсуждать».
Как будет выглядеть новый закон о такси в результате всех этих обсуждений, пока неясно. По всей видимости, он обернется очередным повышением цен на услуги такси. Бомбилам же власть оставила выбор: перейти на легальную основу, или сменить профессию.