Опубликован проект поправок в закон об ОСАГО, которые связаны с новой системой техосмотра под контролем страховщиков. Покупка полиса и прохождение техконтроля теперь завязаны друг на друге: пока не получишь одобрение с пункта ТО, не сможешь оформить автогражданку. Причем вам могут отказать в страховке, даже если срок действия талона заканчивается раньше, чем через полгода. А это значит, что придется ранее положенного срока ехать на очередную проверку. То есть оба действия должны следовать одно за другим, чтобы не было разрыва по времени.
С 1 января 2012 года, когда в силу вступит новый закон о техосмотре, талон сам по себе перестает иметь значение – его даже инспекторы не будут спрашивать. Подразумевается, что наличие полиса ОСАГО доказывает своевременное прохождение техосмотра. При этом все данные о машинах и их владельцах, получивших талон, будут заноситься в единую электронную базу, а информация по автогражданке – в общую базу страховщиков. Клиенты, которые предоставляют заведомо ложную информацию, также отмечаются на этом ресурсе. Сформировать базу придется за полгода, хотя страховщикам предлагали этим заняться еще восемь лет назад, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Теперь РСА будет заниматься созданием общей страховой базы и контролировать создание министерством внутренних дел базы по техосмотру.
«Касательно пункта про отказ заключать договор на автогражданку. Он не означает, что вам стопроцентно скажут нет, если талон истекает через полгода. Это дает право на отказ, а воспользуются страховщики им или нет – это на их усмотрение. Скорее всего, если клиент просто продлевает полис, то никто ему не откажет, а вот если пришел в новую компанию, да еще и стаж маленький плюс по мощности авто «неинтересно», могут и отправить проходить осмотр заранее, – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин. – Это еще делается и для того, чтобы увязать сроки действия талона и полиса ОСАГО. Ведь с 2012 года они должны как бы приравниваться, чтобы страховка автоматически означала успешное прохождение техосмотра».
Специалист пояснил, как это должно выстроиться на практике. Сейчас многие получили отсрочку ТО на год – допустим, до августа 2012 года. Но по проекту об ОСАГО, если страховой полис заканчивается раньше августа, например в апреле, то придется ехать на проверку именно в апреле – до истечения срока страховки. Если же по возрасту автомобиля талон выдан на три или два года, то, пока действует талон, можно обновлять полис без дополнительных проверок.
В проекте об автогражданке есть еще одно интересное требование, связанное с ответственностью пунктов техосмотра за выдачу талонов. Если произошла авария по причине технической неисправности, которую не выявили специалисты площадки, или выявили, но все равно выдали положительное заключение, то страховщики могут потребовать возмещение затрат на этот случай именно с пункта осмотра. Понятно, что этих случаев, если они и будут, то мизерное количество. Причем случиться ДТП должно прямо у выезда с площадки. В противном случае, как доказать, что неисправность появилась до проверки, а не через несколько месяцев?
Некоторые эксперты полагают, что страховщики просто ищут крайних, но в подобных ситуациях ими все равно остаются автомобилисты – именно они недоследили за машиной. Но это и отличный способ заработать: «запугивая» таким образом пункты техосмотра, компании могут предложить им новый вид страхования от подобных случаев, а это новые многомиллионные взносы и минимальные выплаты. Кроме того, союз автостраховщиков будет аккредитовывать компании, и диктовать условия в этих рамках они могут: хотите заниматься бизнесом – платите взносы. Это как раз станет альтернативой тому предложению по созданию собственного фонда, которое звучало в ранних проектах о саморегулируемых организациях.
«Сейчас страховщики не имеют возможности регрессионных исков по поводу неисправности автомобиля, повлекшей наступление страхового случая. Даже если бы формально такое право и существовало, судиться с ГИБДД у нас в стране бессмысленно. Инспектор, «продавший» талон техосмотра, никакой ответственности не несет, – говорит эксперт ИХ «ФИНАМ» Алексей Захаров. – Так что «объективно» возможность контролировать подобным образом работу площадок техосмотра – благо. Правда, доказать, что неисправность уже имела место в период проведения техосмотра, не так-то просто. Кроме того, у компании, проводящей техосмотр, всегда есть выбор – оплачивать упомянутое «страхование ответственности», или нет. Если директор уверен, что его мастера не торгуют талонами, и если процесс прохождения техосмотра документируется таким образом, что компания всегда может доказать свою добросовестность – зачем она будет платить страховщикам?»
Спорные моменты подтверждают и сами страховщики. «Если говорить об ответственности пунктов техосмотра, то все эти вопросы, думаю, будут решаться в судебном порядке с привлечением независимых экспертов. А иначе как доказать, что неисправность появилась до того, как выдан талон. Да и вряд ли пункты добровольно будут признавать свою вину, – продолжает Кирилл Смолин. – А в целом, привлечение РСА к сфере технического контроля автомобилей – это перебор: абсолютно две разные области. Просто решили связать воедино два обязательных процесса для автомобилистов».
Все эти изменения по автогражданке – следствие новых правил по техосмотру. Во-первых, новые автомобили автоматически будут получать талон на три года, для остальных возрастов сроки и условия не меняются: после с трех до семи лет – ТО раз в два года, после семи лет – каждый год. До 2014 года пройти осмотр можно будет в новых аккредитованных центрах и в «обычных» пунктах ГТО, а после – только у первых.
Если в ходе проверки нашлись неисправности, повторный процесс уже не будет бесплатным, как сейчас: за вторичный осмотр дефектных узлов придется заплатить. Но если вы на повторный осмотр приедете в другой пункт, там заново нужно проходить всю процедуру с соответствующей оплатой.
Сократился список необходимых документов для предъявления: никакие медсправки и квитанции об оплате налогов не нужны, достаточно иметь при себе документ, удостоверяющий личность (плюс доверенность, если проходит несобственник) и свидетельство о регистрации (или паспорт) транспортного средства.
Пошагово процесс выглядит так:
вы приезжаете на станцию, заключаете договор на оказание услуг;
после их оплаты оператор выдает вам диагностическую карту для предъявления эксперту;
последний после ее получения за пять минут визуально сверяет машину на соответствие данным в документах – грубо говоря, по цвету, модели, госномерам; если все в порядке на этой стадии, машина переходит в руки к специалистам на техническую проверку;
в течение строго регламентированного времени для каждой категории ТС проводится проверка и заполняется диагностическая карта в двух экземплярах. Эксперт выносит резолюцию о прохождении/непрохождении проверки и ставит свою подпись;
один экземпляр в течение трех лет хранится у оператора, второй отдают клиенту; также составляется электронная карта для общей базы данных – все сведения вносятся в течение суток с момента проведения осмотра; там эта информация хранится пять лет;
после завершения технических работ в течение 10 минут клиент должен получить готовый талон.
«Для каждой категории транспорта рассчитано время проверки, оно начинается с момента, когда машина попадает в руки к техническому специалисту. То есть сюда не входит время ожидания, оформления и выдачи документов. Причем контроль теперь можно пройти на любой площадке страны, независимо от места регистрации автомобиля. Но, судя по срокам, вряд ли к 1 января все это начнет действовать, потому что пока неясны даже стандарты, условия аккредитации», – говорит специалист сервисного центра «МАПРА» Дмитрий Бобин.
Ниже приведена таблица с временным регламентом осмотра. Принцип такой работы схож с постановкой на учет в ГИБДД: у них тоже регламентировано время на каждое действие, но не учитывается простой в очереди. И сейчас проверка легковушки занимает примерно полчаса, а самое больное место – это именно ожидание, но как раз оно остается за кадром.
Нормативы продолжительности работ по проведению технического осмотра транспортных средств