Продукцию китайского автопрома в Казани пока не очень жалуют. Резкий взлет продаж автомобилей из Поднебесной (292%), произошедший по всей стране, столицу Татарстана как будто обошел стороной. Специалисты отмечают лишь некоторое увеличение интереса, но не желания купить. Некоторые эксперты отмечают, что компании просто пока не в силах продвигать китайские бренды. Другие уверены, что средний уровень спроса связан с недостаточным качеством автомобилей.
По данным ассоциации европейского бизнеса, в июне по России разошлось более 1 235 тысяч новых легковых и коммерческих автомобилей. Продажи иномарок в целом по стране за шесть месяцев этого года увеличились на 66% по сравнению с первым полугодием 2010. На фоне общего подъема рекордных результатов достигли китайские бренды: они прибавили 292%. На первом месте среди них оказались «Лифаны», увеличившие продажи почти в 3,5 раза до 7544 машин (+234%). Причем две трети этого количества приходится на Lifan Solano, сравнительно новую модель для России – у нас она продается около полутора лет.
На хороший старт вышла еще одна новинка – Lifan Smily: всего за трехмесячную историю продаж 1311 автомобилей нашли своих покупателей. В Казани Lifan Smily еще даже и не приезжал. Официальные дилеры китайских марок констатируют повышение интереса и не более. «У нас все ровно – как работали, так и работаем, – отмечает ведущий менеджер автосалона «Триал-Авто» Артем Васильев. – Хотя можно отметить, что доверие к китайским маркам увеличилось. Люди, которые купили и эксплуатировали машины в течение трех лет, покупают снова китайские автомобили».
Причина, по мнению Артема Васильева, в том, что в отличие от наших отечественных брендов наполнение автомобиля опциями у китайцев гораздо полнее. То есть «голых» машин просто нет. В базовой комплектации присутствует и кондиционер, и гидроусилитель, и подушки безопасности.
На втором месте рейтинга среди «китайцев» марка ТагАЗа – Vortex, под которой производятся некоторые модели Chery. Именно она в России показывает самый ощутимый прирост в продажах – плюс 292%. Это отличается от прошлогодних показателей почти вчетверо: цифры изменились с 1580 до 6193 штук. И связано это в первую очередь с запуском в сентябре 2010 года паркетника Tingo, который раньше был известен как Chery Tiggo.
«ТагАЗ стал продвигать хоть и собранные по лицензии китайские, но под своим брендом машины, и интерес к ним возрос, – поясняет ситуацию руководитель продаж автосалона «Премиум Лайн» компании «Сапсан» Владислав Куранов. – В то же время китайские марки пока никто продвигать не в силах – после кризиса, когда рынок европейских авто поделен и продажи стабильны, рисковать, начиная новое направление, никто не хочет. Однако в скором времени ситуация изменится, и китайские модели ждет та же история, что и с корейскими».
На вторичном рынке продукция Таганрогского завода тоже появилась. Правда, «с рук» предлагают все те же новые авто. например, ТаГАЗ Vortex Tingo с пробегом в 15 километров выставлен на сервисе автообъявлений сайта 116.ru как подержанный, со стоимостью в 519 тысяч 900 рублей.
Куранов также отметил, что недоверие к авто из Поднебесной объясняется их неудачными попытками сэкономить на качестве. То, что сейчас китайские производители за качество борются, знают уже все. Единственное – пластик в отделке салона все равно оставляет желать лучшего. Но и этот недостаток, по мнению Куранова, устраним.
Третье место по продажам заняли автомобили Great Wall, среди которых самым продаваемым оказался внедорожник Hover – из 2683 (+135%) машин 80% продаж приходится именно на него. На четвертом месте марка Chery – в течение шести месяцев продано более 2100 машин, но при этом продажи ушли в минус на 53%. Здесь сработал обратный процесс: Tiggo отдали ТагАЗу, который прибавил в результатах, а сами просели. То есть, как и говорилось выше, ТагАЗ не дремлет.
Пятое место за Geely (+66%), и опять только в России. В Казани менеджеры продаж отмечают стабильный спрос. Но без ажиотажа. «У нас хорошо идут седаны С-класса, – говорит консультант отдела продаж компании «Фобос» Юлия Корабликова. – И в принципе можно отметить, что недоверие к «китайцам» сменяется спокойным отношением. Плюсы у них ощутимые – такой комплектации при конкурентной цене еще нужно поискать. А расхожее мнение и сервис не подтверждает: китайские марки за последние три года приезжают только для планового техобслуживания».
И все же Казань, по всей вероятности, также испытает взлет продаж китайского автопрома. Но не сегодня, а в обозримом будущем. Да и то при наличии желающих рискнуть, занявшись продажей этих брендов.
Подробный отчет Ассоциации европейского бизнеса здесь.