Дальнейшее искусственное регулирование цен на топливном рынке республики способно обрушить его и вывести из игры всех мелких розничных автозаправщиков. Столь негативным прогнозом с сайтом 116auto.ru поделился член Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Николай Горюнов. Уже сейчас АЗС, не входящие в крупные сети, работают себе в убыток. Если за август ситуация не изменится, в сентябре эти предприятия окажутся банкротами.
Крупные нефтяные компании не смогли (или не захотели) выполнить требования нового технического регламента, который требует перейти на выпуск более качественного топлива. В результате, чтобы избежать дефицита, который может возникнуть во время переоборудования нефтеперерабатывающих мощностей, было принято решение продолжать выпуск прежнего топлива, сдерживая при этом розничные цены. Таким образом, поддержка государством крупных компаний ставит мелкие на грань разорения – из-за высоких закупочных цен они вынуждены торговать себе в убыток.
Но государство это, похоже, нисколько не смущает. Буквально на днях стало известно о соглашении между госструктурами и рядом нефтяных компаний.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и 12 нефтяных компаний заключили соглашение, которое должно позволить избежать роста цен на топливо и его дефицита. С чиновниками об отсрочке обязательного перехода на выпуск топлива более высокого стандарта договорились «ЛУКОЙЛ», «Газпром-нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Альянс», «Башнефть», «Славнефть», «Газпром», «РуссНефть» и НЗНП. При этом государство хочет сохранить заградительные пошлины на экспорт бензина.
«Соглашение это вынужденное, и говорить тут нужно не о ценах на топливо, а о дефиците, – поясняет руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Николай Горюнов. – И это вполне понятно, если товара на рынке не хватает, то идет рост цены на этот товар. Все дело в том, что крупные компании не модернизировали свои производства и продолжают выпускать топливо прежнего качества. Соответственно, под эту марку и гнали его на продажу на экспорт, а на внутреннем рынке образовался дефицит. И дальше он только будет усугубляться, в августе будет самый пик. Топливный союз обратился даже к премьер-министру Путину со своими предложениями отпустить цены, и, кажется, понимание достигнуто».
По словам Горюнова, если ситуация останется прежней, а искусственное регулирование розничных цен продолжится, это приведет к обрушению рынка – мелкие заправки разорятся. Они уже сейчас работают в убыток – оптовые цены на топливо выше, чем «зарегулированные» розничные. Причем в Татарстане мелкие частники составляют практически 50 процентов розничного рынка. Заправщики надеются, что с 1 сентября цены все же опустят. Иначе – крах. Но наверху, похоже, мелких игроков рынка просто не замечают.
«На ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаниях) лежат обязательства по модернизации НПЗ с целью производства экологичного топлива, закрепленные в соответствующих техрегламентах, – комментирует сложившуюся ситуацию управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. – Необходимость в существенных инвестициях на оснащение нефтеперерабатывающих заводов современным оборудованием заставляет нефтяные компании привлекать необходимые ресурсы за счет повышения отпускных оптовых цен на топливо, что, в свою очередь, способствует «разгону» цен в рознице, на АЗС. На этом фоне логика соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и основными участниками рынка заключается в том, что ВИНК не будут включать в стоимость топлива свои затраты на модернизацию НПЗ в связи с переносом ее сроков. Мы полагаем, что АЗС пока будут реализовывать остатки топлива, закупленного по прежним ценам, и, вероятно, снижение цен в рознице мы сможем увидеть в течение ближайшего месяца. Насколько оно будет существенным, прогнозы давать преждевременно, многое будет зависеть от ценовой политики НПЗ, с одной стороны, и действий рыночных регуляторов – с другой».
По словам эксперта, государство прилагает значительные усилия по нормализации ситуации на розничном рынке топлива: был решен вопрос дефицита бензина и дизеля в регионах, введены заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов, ФАС завела дела на нарушителей антимонопольного законодательства, ведется постоянный мониторинг ценовой конъюнктуры. С учетом уже используемых мер очередная мера, связанная с переносом сроков модернизации НПЗ, позволит изменить темпы роста цен на рынке топлива, что особенно актуально для властей в предвыборный период.
По словам заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Павла Субботина, правительство разрешит выпускать бензин стандарта «Евро-2» как минимум до середины следующего года. Взамен нефтяники пообещали в ближайшие четыре года модернизировать производственные мощности для выпуска более качественного топлива. Другими словами, до 2015 года автовладельцы еще не раз смогут столкнуться как с некачественным бензином, так и с отсутствием его на заправках.
В качестве дополнительной меры правительство намерено продлить действие заградительных пошлин на экспорт бензинов еще на месяц. По словам главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, которую цитирует ИТАР-ТАСС, повышенные пошлины будут действовать и в августе: «Мы внесли проект постановления в правительство и предлагаем оставить ставки, как и в июле».
Со своей стороны нефтяники обязуются до 2015 года все-таки модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов. И с этого же срока обеспечить достаточное производство моторного топлива и предложение на внутренний рынок. Так что автомобилистам придется подождать более качественного бензина еще годика четыре. И столько же опасаться дефицита.
Цены на автомобильный бензин остались на уровне предыдущей недели в 38 центрах субъектов РФ. Увеличение стоимости зарегистрировано в 37 регионах, подешевело же топливо всего в восьми субъектах. По данным Татарстанстата, стоимость литра бензина АИ-76 составила 23,79 рубля, самого популярного АИ-92 – 25,31 рубля, АИ-95 – 26,94, а дизтоплива – 23,58 рубля за литр. Цена последнего в Казани, к слову сказать, самая минимальная среди других городов Приволжского федерального округа. Максимальная цена этого вида топлива на прошедшей неделе зафиксирована в Нижнем Новгороде – 25,24 рубля за литр. Здесь же самый дорогой АИ-76 – 24,84 рубля. В Самаре наиболее дорогие АИ-92 и АИ-95 (26,61 и 27,83 рубля соответственно).