«Окультурить» водителей казанских автобусов к Универсиаде с помощью лекций и собраний пытается руководство АТП, у ГИБДД арсенал средств воздействия, казалось бы, более внушительный – штрафы. Тем не менее вот уже несколько лет профилактическая операция «Автобус» выявляет одни и те же болячки. Почему не действуют прогрессивные методы, выяснял корреспондент 116auto.ru.
Пока что условно успешной можно считать только борьбу с курением, а все остальное – нарушения ДТП и хамство – продолжает процветать. Между тем Универсиада не за горами, моргнуть не успеешь. А перед ней экзамены, которым будут подвергнуты все транспортники. Автотранспортные предприятия стараются по мере сил решать вопросы, связанные с профессиональной подготовкой водителей. «И автобусный парк обновят, и людей подучат, – уверенно говорит заместитель руководителя пресс-службы казанского исполкома Лаззат Хайдаров. – Все это будет: и курсы английского, и аттестация».
То есть как минимум на ломаном английском изъясняться с гостями города водители красных автобусов смогут. А вот насколько наши шоферы покажутся гостеприимными туристам, вопрос по-прежнему открытый.
«Когда они научатся вежливо общаться, непонятно! – возмущается пассажирка 33-го маршрута Фейруза Калимуллина. – Мне вот вчера нагрубил водитель – отказался высадить там, где удобно, я на сигнал нажала. А когда стала ему говорить, что там перекопано все и пассажирам придется обходить, то такого о себе наслушалась... да все матом. Увольнять надо или штрафовать, раз уж они незаменимые такие».
В АТП проблему признают. Однако уверяют, что на водителей воздействие оказывают постоянно. Весьма деликатное, надо сказать. Очевидно, дабы не повредить нежной водительской психике.
«Мы все чаще проводим с водителями собрания для улучшения культуры общения, вождения, получают они и ежедневный инструктаж, – объясняет замдиректора МУП ПАТП 4 Альберт Давлетшин. – Собрания по культуре у нас регулярные, по поводу курения – вот буквально на прошлой неделе было. Приезжали врачи, рассказывали, показывали слайды, думаю, что в головах они сомнения поселили. Через месяц еще проведем. Что касается наказаний за хамство или мелкие нарушения ДТП, то уже давно существует специальная комиссия, которая разбирается в этих вопросах. Также она рассматривает и жалобы населения, которые поступают на горячую линию или интернет-портал. В каждом конкретном случае мы разбираемся».
А вся проблема, по словам Давлетшина, в том, что водителей просто-напросто не хватает. Работа тяжелая, нервная, выматывающая. Поэтому увольнением проблема только усугубится. А вот со штрафами при условии, что зарплата водителя в идеале составляет около 30 тысяч рублей, переломить ситуацию со временем удастся. «Ну не дураки же они, понимают, так что договориться и исправить поведение все-таки можно», – резюмирует Давлетшин.
Они понимают. А сотрудники ГИБДД с начала года остановили уже 33 пьяных водителя автобуса. И эта цифра не окончательная – в эти дни проходит оперативно-профилактическая операция «Автобус», к водителям предъявляется особое внимание.
По данным ГИБДД, за 6 месяцев 2011 года в Татарстане по вине водителей автобусов произошло 149 ДТП, в результате которых 11 человек погибли и 191 человек пострадал (-30%). Что касается жалоб на культуру обслуживания, а точнее говоря, хамство водителей, то они на горячую линию комитета по транспорту сыплются ежедневно.