Все крупные управляющие компании Казани начали предоставлять казанцам услугу «Платежи через Интернет». Ряд экспертов в сфере ЖКХ, между тем, предупреждает: коммунальный платеж, отправившись в путешествие через сеть, может сгинуть там навсегда. Подводные камни новой системы вместе со специалистами изучает корреспондент 116metrov.ru.
«Деньги аппарат заберёт, а чека не выдаст»
Казанцу Алексею Макарову, который освоил удобное новшество, едва оно появилось, пришлось заплатить по одному и тому же счету-фактуре два раза.
«Я, как обычно, решил заплатить через банкомат. Аппарат банка, зарплатной картой которого пользуется наша фирма, был сломан, и я решил воспользоваться чужим терминалом. Но произошел сбой. Терминал забрал деньги, однако не выдал чек, и сообщение не пришло. Я тут же позвонил в свой банк. Мне сказали, что никакой операции сделано не было, и посоветовали обратиться в банк – владелец терминала. А там, в свою очередь, перевели стрелки на мой банк. Короче, через несколько дней я устал разбираться и просто заплатил еще раз через почту...» – поделился своей грустной историей с корреспондентом 116metrov.ru Макаров.
Претензии владельцу терминала или разработчику платёжной интернет-системы предъявить можно, но сложно.
«Если люди платят по счету-фактуре с помощью интернет-партнёра своего банка, то всё просто. Можно распечатать выписку за любой период времени, – объяснил корреспонденту 116metrov.ru руководитель юридического центра «Перспектива» Александр Милюхин. – С терминалами дело обстоит сложнее. Может случиться сбой: деньги аппарат заберёт, а чек не выдаст. Чтобы доказать свою правоту в суде, придётся провести экспертизу терминала. Доказывать будет сложновато, но думаю, что следы всё равно остаются. Другое дело, если сбой произойдёт, и это нигде не отразится. Тогда доказать что-либо будет невозможно. Поэтому большие суммы лучше оплачивать по старинке, чтобы потом можно было в любой момент предъявить претензии. Ведь когда вы платите через банк – все риски несёт банк. Когда платите через Интернет – все эти риски вы несёте сами».
Интернет показаниям счетчика не внемлет
Еще один минус интернет-платежей и оплаты через терминалы – невозможность скорректировать сумму. К примеру, на многих квитанциях, которые приходят казанцам, черным по белому написано «показания счетчиков не учитываются при оплате ЖКУ через Интернет и терминалы». А значит, выбора у тех казанцев, которые считают потраченную электроэнергию, горячую и холодную воду, нет. Нельзя уменьшить сумму оплаты и в случае недопоставки услуг, сетуют специалисты.
«Вам на два дня отключали горячую воду, а в расчетном центре жилищной организации это не учли, часто такое бывает, – приводит пример председатель Союза домовых комитетов Казани Геннадий Сомов. – Если вы оплачиваете через почту или банк – вы сами можете внести изменения. Терминал же принимает только ту сумму, которая вбита в штрих-коде. Никаких исправлений он не видит. Поэтому я категорически против оплат по такой системе. Пока она несовершенна!»
Плохо ли, хорошо ли, но система уже работает. Со списком сайтов расчетных центров можно ознакомиться здесь (doc-файл, 16 Кбайт). Пройдя по ссылке соответствующей организации, можно просмотреть сведения об оплаченных ранее счетах-фактурах, просмотреть начисления за последний месяц и даже получить счета-фактуры в pdf-формате. Жилищники уверяют: если какие минусы у подобной системы и есть, то они несущественны.
«Все эти ошибки поправимы»
«Думаю, в будущем подобные системы станут популярными, – считает член комиссии Казанской городской думы по градостроительству и ЖКХ, генеральный директор УК «Уютный дом» Марат Нуриев. – Сейчас, к примеру, появилась возможность расплачиваться по коммунальным счетам через мобильный телефон. Всё зависит только от выбора человека – идти на почту или платить не выходя из дома через Интернет. Наша задача – предоставить возможность выбора. Конечно, ошибки в системе происходят. Часто по вине самих потребителей. К примеру, невнимательно вводят номер договора, и деньги уходят в другое место. Но все эти ошибки поправимы. Мы разбираемся и переводим средства на нужные счета».
Даже в небольших ТСЖ уже задумываются о предоставлении интернет-варианта оплаты жилищно-коммунальных услуг. Правда, статистика упряма – казанцы подобными системами пользуются пока неохотно. Установили специальный терминал прямо между домами, рассказал корреспонденту 116metrov.ru председатель ТСЖ «Викинг» Андрей Железнов-Липец, чтобы люди не стояли в очередях на почте и банках. Проинформировали всех жителей. Однако предложение жилищников заинтересовало немногих.
«Мы прогнозировали, что около половины жильцов нашего ТСЖ будет оплачивать коммунальные счета через терминал. Но воспользовались услугой менее десяти процентов жителей. Видимо, не все еще доверяют подобным системам. Что касается платежей через Интернет, то если предложение от какой-либо организации будет, мы не откажемся», – заверил Железнов-Липец.