Две подряд акции – против повышения цен на бензин и за дороги без ям – провели активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) – общественной организации, призванной объединить усилия автомобилистов в борьбе за свои права. Подобные выступления водителей проходят по всей России и становятся неприятной занозой для городских властей, которые бывают вынуждены идти на уступки возмущенным гражданам. Но не в Казани.
В столице Татарстана представительство общероссийской организации существует уже больше 2-х лет. За это время накопился опыт по проведению всевозможных автопробегов, митингов протеста, акций и выступлений. Все они были призваны обратить внимание общественности и властей на проблемы автомобилистов. И если раньше и власти, и ГИБДД, и общественность хоть как-то отвечали на выступления автовладельцев, то сейчас их реакция все больше сводится к нулю.
«Мы неоднократно писали жалобы и делали запрос в исполком города, но ответы получали стандартные – у нас нет денег, – говорит руководитель татарстанского отделения ФАР Рамиль Хайруллин. – Заделывать ямы будем, говорят в исполкоме, но только как будут средства. Мы решили не ждать и хоть как-то помочь водителям. Что касается раскраски ям на улицах, то это поможет водителям заранее обратить внимание на препятствие и объехать его. Ну и внесет толику креатива на казанские дороги».
Флешмоб (так свою акцию назвали сами активисты ФАР) по раскраске дороги на улице Бутлерова вызвал интерес у проезжавших там водителей. Некоторые из них выражали свое мнение приветственными выкриками и говорили спасибо. Со стороны – удачное сочетание событий: после акции власти затевают ремонт. Вот только решение о капитальном ремонте в один день не принимается. Бутлерова в исполкоме города уже давно решили отремонтировать, убрать рельсы и расширить.
«Ремонт улицы Бутлерова плановый и к действиям автолюбителей не имеет никакого отношения, – говорит заместитель руководителя пресс-службы казанского исполкома Лаззат Хайдаров. – У нас по городу запланированы уже 73 улицы. Это те, на которых не идет и не планируется никаких движений строительной техники. Там, где строят развязки, там, где работают большегрузы, класть новый асфальт бессмысленно. Там проводят ямочный ремонт».
На этот счет у представителей ФАР свое мнение: «Своей цели акция достигла, власти решили не ждать 12 года и сделать улицу в этом году, не оставлять такое безобразие», – заявил Хайруллин. По его словам, в планах организации автомобилистов отмечать в неделю по одной улице. Следующая на очереди – Тукая.
По поводу этой улицы в исполкоме пояснили, что проблема не в покрытии, которого нет, а в том, что находится под ним. По словам представителя исполкома, коммуникации всей Старотатарской слободы давно устарели и требуют ремонта. Поэтому ремонтом одной дороги не обойтись, нужен комплексный подход.
«Если переложить дорогу, то при ремонте старых домов придется менять и коммуникации, – объясняет Хайдаров. – Дорогу вскроют, прощай новый асфальт. Если делать ремонт только коммуникаций, то что они будут делать в старых домах? Поэтому здесь ремонтироваться будет район целиком, комплексно. Тогда и проведут капитальный ремонт дороги. Ну а пока на ней возможен только ямочный ремонт, который периодически и делается».
Но в этом случае теряется и смысл проведения подобных акций! Может быть, стоит изменить формат? Может быть, стоит сделать акции более массовыми? Чтобы не получилось так, как в среду с «перекрытием» Оренбургского тракта. Там активисты ФАР пообещали создать грандиозную пробку, чтобы донести до общественности и властей свой протест против повышения цен на бензин. Вот только время и место были выбраны таким образом, что реальной казанской пробки не получилось. Вместо обещанных 3-х км/ч передние машины, которые и создавали затор, двигались как минимум со скоростью 10 км/ч. Водители, что ехали следом, откровенно были недовольны происходящим.
В ГИБДД города это событие, тем не менее, не осталось незамеченным. Сегодня несколько автовладельцев были доставлены в Мировой суд, который должен решить, насколько «тянут» действия активистов. «Блокирование коммуникаций – это административно наказуемое действие, и поэтому суд должен принять решение о наложении на нарушителей определенного взыскания, – говорит начальник ГИБДД Казани Юрий Абызов. – Это может быть и штраф в 2 тысячи рублей, и арест на 15 суток. По моему мнению, собраться, выразить протест, выслушать представителей властей, прийти к какому-то обоюдному решению можно и нужно. Но для этого совершенно не обязательно нарушать закон. Да и водители, и пассажиры транспорта, что ехали следом, только ругались безо всякой солидарности».
Понятно, что всероссийская акция против высоких цен на бензин только начинается, и в Казани провели пилотное, пробное мероприятие. И все же хотелось бы видеть в глазах казанских водителей понимание и поддержку, сплоченность и массовое выражение протеста. Вот тогда исполком, вместо вежливого пожимания плечами, начнет как-то реагировать. А ГИБДД, вместо репрессий, – сопровождать колонны для обеспечения безопасности участников движения.
Может быть, нынешний формат порядком устарел?
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА