Федерация автовладельцев России требует ответа у председателя правительства РФ Владимира Путина, когда он предпримет меры к снижению цен на топливо. В том случае, если ситуация не изменится, фаровцы грозятся провести общероссийскую акцию протеста. Когда она будет и в каком формате, пока неизвестно, но подготовка к мероприятию уже начинается.
1 июня Федерация автовладельцев отправила обращение к председателю правительства РФ Владимиру Путину с требованием ответа, что уже сделано для стабилизации ситуации с ценами на топливо и что будет сделано в самое ближайшее время.
«Вы заявили о том, что поставки нефти и топлива на экспорт сократятся и будут направлены на внутреннее потребление, что должно послужить стабилизации ситуации на рынке горюче-смазочных материалов в стране, – говорится в письме. – Прошёл месяц, ситуация на АЗС не меняется, перебои с поставкой топлива переходят из одного региона в другой. До сих пор в разных регионах страны возникают проблемы с наличием бензина и дизельного топлива на АЗС. Стоимость автомобильного топлива в России по-прежнему одна из самых высоких в мире среди нефтеэкспортирующих стран».
«Если до конца месяца мы не увидим изменений в ценовой политике и в целом не увидим реакции правительства, нами будет организована акция протеста во всех регионах страны», – пояснила пресс-секретарь межрегиональной общественной организации «Федерация автовладельцев России» Карина Канаева. Каким образом будет проходить акция, фаровцы еще не решили, но, по словам Канаевой, в Москве, скорее всего, будет организован митинг, в других регионах возможны флешмобы, шествия, авто- и велопробеги.
«На данный момент мы наблюдаем только активную PR-деятельность и заверения, что все усилия правительства направлены «на благо людей». Можем мы услышать имена этих людей? Судя по данным государственной статистики за 2010 год, список будет не очень большой! – отмечается в письме Путину. – Еще в 2006 году мы предупреждали власти о предстоящей через несколько лет нехватке ГСМ. Предлагали конкретные решения. Ничего не было сделано! Те же самые люди продолжают руководить отраслью. Никаких принципиальных изменений не было сделано и в налоговой системе России – всё направлено только на то, чтобы было выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты за рубеж».
Казанские активисты федерации затруднились ответить на вопрос, как именно они будут протестовать. «Автопробег мы устраивать не будем, надо придумать что-то более интересное и массовое, – говорит руководитель татарстанского отделения ФАР Рамиль Хайруллин. – Предстоящая акция станет обращением к правительству. Мы понимаем, что в сложившейся ситуации виноваты не добывающие компании и не переработчики. Во всем мире цены на топливо находятся под контролем государства. От цен на топливо зависит практически весь бизнес. Мы хотим, чтобы правительство приняло меры к неконтролируемому росту цен. Пусть введут мораторий на вывоз нефтепродуктов, пусть квотируют, пусть поднимут пошлины на экспорт. Что угодно, лишь бы насытить внутренний рынок».
По словам Хайруллина, акция будет нестандартная, даже необычная. Главное в ней – привлечение внимания и широкой общественности, и правительственных чиновников. По мнению активистов ФАР, массовые выступления народа без внимания не останутся. В то же время аналитики не считают такие акции действенным механизмом воздействия на решения российского руководства. По их мнению, даже если снижение цен произойдет, то оно будет незначительным и кратковременным.
«Не думаю, что организованные ФАР акции протеста, какими массовыми бы они ни были, способны реально повлиять на ситуацию с розничными ценами на топливо, – комментирует аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина. – В лучшем случае, учитывая предвыборное время, снижение будет незначительным и кратковременным. Либо как вариант цены на топливо до конца июня могу снизиться вслед за коррекцией на рынке нефти, что, правда, весьма маловероятно, учитывая текущую динамику цен на черное золото».
По мнению эксперта, правительство прекрасно осведомлено о ситуации на розничном рынке топлива и в рамках имеющихся рычагов контролирует ее, осуществляя ежедневный мониторинг цен на бензин/дизель, организовывая поставки топлива в дефицитные регионы, проводя профильные совещания и предпринимая прочие меры. Получается, что упрекнуть власти в бездействии нельзя. Однако, как считают специалисты, имеющихся у федерального правительства и региональных властей инструментов воздействия на рыночную ситуацию либо недостаточно, либо предпринятые меры имеют отложенный эффект, что не позволяет решить ситуацию оперативно.
Редакция 116auto.ru следит за развитием событий.