Слава легендарного микроавтомобиля «Ока» не дает покоя отечественным бизнесменам. Вслед за президентом группы «Онэксим» Михаилом Прохоровым, который готовит к выпуску «Ё-мобиль», Шахматист Анатолий Карпов задумал возродить автомобильный проект «Мишка», который появился еще в 1990-х годах. На его базе планируется выпустить очередной народный микроавтомобиль стоимостью до 200 тысяч рублей, предназначенный для «не очень крепкого среднего класса».
Стальной каркас, пластмассовый кузов, скорость до 170 км/час, грузоподъемность в 400 кг и до боли знакомые очертания кузова отправляют нас к истокам идеи.
История номер один
В СССР в начале 50-х годов уже выпускался автомобиль с названием «Ока». Несколько лет назад в поселке Кошняки Калужской области был найден кузов маленького автомобиля с подкапотной табличкой, на которой было выбито «Ока». И 1956 год выпуска. В архиве Центрального научно-исследовательского автомобильного института (НАМИ) нашлись и документы. В 1952 году ведущий инженер кафедры задней подвески НАМИ Михаил Ящикевич построил ходовой образец новой машины. За основу был взят трофейный Adler Trumpf Junior, знакомый нам по фильму «Кавказская пленница».
Эта машина имела передний привод, что и определило компоновку нового автомобиля. Чтобы под капот уместить двигатель, его распилили. Мощность его была всего 15 л.с. Конструктор назвал машину «Ока», так как сам был из Рязани. Выпускать модернизированное авто стали после смерти Сталина на Ижорском заводе. С 1954 по 1958 годы было выпущено около 1200 автомобилей «Ока». Четырехместный кузов хетчбэк, модернизированный двигатель 22 л.с., скорость 90 км/ч. Расход топлива 6,5 л на 100 км. Единственное, чего не удалось добиться, это действительно низкой цены.
В 1960 г. нишу «малого народного автомобиля» занял «Запорожец-965». А в 1965-м пожар уничтожил документацию и оснастку по «Оке», возобновление производства стало практически невозможным.
Единственное сохранившееся фото первой «Оки» из архива семьи Соколовских.
История номер два
Второй раз автомобиль «Ока» начали разрабатываться в конце 1970-х годов на Серпуховском автомобильном заводе (СеАЗ) для замены морально устаревшей мотоколяски СЗД. Затем разработку передали на АвтоВАЗ.
Прототипом «Оки» считается японский микроавтомобиль Daihatsu Cuore образца 1980 года. К моменту начала производства автомобиля был применён 2-цилиндровый двигатель, фактически представлявший собой оснащённую двумя балансировочными валами и противовесами на маховике и шкиве «половинку» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108.
Первые полномасштабные макеты нового автомобиля были созданы в октябре 1982 года. После этого были произведены три опытных серии автомобиля, каждая из которых имела отличия от предыдущей. В начале 1987 года была выпущена опытно-промышленная партия ВАЗ-1111. Серийное производство «Оки» началось в 1988 году.
Некоторое время «Ока» выпускалась в 62 корпусе Волжского автозавода, но вскоре все оборудование перевезли в Серпухов, и «Ока» стала собираться на двух заводах. Затем к программе «народного автомобиля» подключился КамАЗ. Нерентабельным производство «Оки» сделали малые объемы выпускаемой продукции, а также введение в России стандарта «Евро-3», из-за которого на автомобиль начали устанавливать импортные двигатели, и малолитражка подорожала до уровня Lada-2105 (150 тысяч рублей). Последняя «Ока» сошла с конвейера СеАЗа в ноябре 2008.
История третья
НТЦ АвтоВАЗа в прошлом году разработал новую «Оку». По их мнению, в стране, где за всю историю автомобилестроения компакт-класс насчитывал ровно две модели, это историческая необходимость. По сути, это «Калина» с отрубленной задней частью. В целом общего у «Оки» и «Калины» практически 80%. Ходовой макет оснащен хорошо известными 1,4-литровым двигателем и 5-ступенчатой КПП. Салон никаких принципиальных отличий не имеет. Новой «Окой» вполне может соблазниться самая молодая часть аудитории «Калины», которой, в сущности, ни к чему полноценный задний диван и лишняя пара дверей. Однако пока о серийном выпуске авто решение не принято.
Лошадью ходи, лошадью
В свое время «Мишка» должен был выстрелить как альтернатива «Оке», при том что планировалось селекционировать целое семейство под названием Michael. Оно должно было объединить универсал, фургон, пикап и даже ландолет. Вместо металлических деталей кузова использовался пластик. Из этого вытекало первое растиражированное достоинство – коррозийная устойчивость, но о металлической раме почему-то никто не говорил. Минимум железа делал машину легкой: ее снаряженная масса не превышала 730 кг. К тому же «Мишка» был вполне себе конструктором – в его основу заложили сборно-модульную схему: 12 пластиковых элементов, подходящих под разные типы кузова, «навешивались» на каркас из низколегированной стали. Но дальше прототипов дело не пошло... И спустя несколько лет на волне новых автомобильных идей о «Мишке» вспомнил Анатолий Карпов.
«Его уже сейчас можно производить. Машина в классе «Оки», но лучше по всем показателям: там новые пластмассы используются, современные, которые дают и прочность, и легкость, – рассказал Анатолий Карпов в интервью «Деловому Петербургу». – При этом мы стоим в другой ценовой нише, нежели «Ё-мобиль». Наше авто мы сможем продавать ниже 200 000 рублей. Это в два раза дешевле «Ё-мобиля», то есть машина для не очень крепкого среднего класса».
Конечно, если взять стоимость, то конкурентов «Мишке» практически нет – разве что Daewoo Matiz или «классика», которая доживает последний год. Но слишком мало технических подробностей, чтобы говорить о конкуренции. Много вопросов по безопасности. Да и дизайн сомнительный: Jeep, скрещенный с «Окой», да еще и пластмассовый. Как узкоспециализированный проект «Мишка» имеет право на развитие, но для масс он слишком специфичен. И уж, наверняка, не требует возведения самостоятельного завода.
«За 12 лет проект никак не изменился, оставшись все тем же страшненьким и неуклюжим плагиатом на «Оку», – считает редактор уфимского автосайта 102km.ru Василий Лебедев. – Еще больше удивляет, что Карпов заговорил о проекте спустя пять лет после презентации. «Мишку» ждет незавидное будущее – если машину не переделают с нуля, места на дорогах для нее не найдется».
«Недостаток микролитражек на рынке, действительно, ощущается нешуточный. Все эти «народные» «Калины» хоть и держат лидерство по продажам, но все равно полностью требованиям потребителей не соответствуют. В частности, из-за неимоверно завышенного коэффициента цена/качество. Поэтому планы выпустить очередную «бешеную табуретку» ожидаемы, – считает редактор казанского автомобильного сайта 116auto.ru Александр Данилов. – Другое дело, как они реализуются. Для примера – пресловутый «Ё-мобиль». Заказы на него совсем не признак требований рынка. Скорее, здесь срабатывает эффект царевны лягушки: жена мне ни к чему, а вот говорящая лягушка – прикольно. То же и с «Мишкой» – поставить на «Оку» решетку а-ля «Чероки», на каркас навесить пластик, и готово. Вполне крутой «пацаномобиль», что и требуется большинству населения, существующего на нищенскую зарплату. Только вот совершенно непонятно, что у «Мишки» с ремонтопригодностью и пассивной безопасностью?»
Тем временем вчера в Петербурге (Марьино) стартовало строительство завода по сборке гибридных «Ё-мобилей».