На улицы городов вынести процесс проверки технического состояния автомобилей намерены татарстанские гаишники. Отсрочку прохождения ГТО на год они хотят использовать для подготовки этого процесса. И если раньше при наличии талона технического осмотра проверять состояние авто и придираться к автовладельцу инспектор права не имел, то теперь все возвращается на старые рельсы – посты контроля состояния ТС поставят на все КПМ и просто на улицы.
Гаишники задействуют органы чувств
Напомним: порядок прохождения технического осмотра легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов к ним, а также мототранспортных средств был изменен постановлением правительства Российской Федерации №413 от 24 мая 2011 года. Пока автомобилистам дали отсрочку прохождения ГТО – тем, у кого срок истекает в этом году, его перенесли на 2012 год. Причина: никто не знает, как и кто будет этот техосмотр осуществлять. Предполагается, что процедуру передадут под контроль страховых компаний, а базой станут частные автосервисы и уже существующие пункты ТО. А вот ГИБДД от этого дела отстранят. Казалось бы, можно вздохнуть спокойно, ан нет – гаишники, как те партизаны, которые просто так не сдаются. Как заявил сегодня глава ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов: «Техосмотр для всех обязателен, а контроль за его прохождением только усилится».
«Во всех развитых странах подход к проведению технического освидетельствования автомобилей очень жесткий, – пояснил Минниханов. – Сейчас мы работаем в рамках правового поля европейских стран. С 1 января сеть станций ГТО нарушена не будет, разве что появятся новые организации, а ГИБДД процесс контролировать перестанет».
То есть перестанет контролировать сам процесс прохождения осмотра, но не состояние автомобилей на дороге. И эта обязанность за ними закреплена законодательно.
«Согласно новому постановлению, если транспортное средство выпущено менее года назад, то тогда техническое состояние с использованием средств инструментального контроля не применяется, а просто проводится проверка органолептическим способом, – пояснил Минниханов. – То есть с помощью органов чувств инспектора. Кстати, сейчас средства диагностики применяются в объеме 45 процентов. Так что ничего нового здесь нет. В связи с тем, что функция контроля на станциях отпадет, люди освободятся и будут направлены на «линии» (То есть на улицу. – Прим. авт.), где и будут осуществлять свою деятельность за контролем технического состояния машин органолептическим способом. При выявлении нарушений автомобиль будет направлен на пункт аппаратного технического контроля. Таким образом, будет создана целая система контроля на дорогах. Неудобств водителям прибавится – инспекторам придется останавливать и проверять массу автомобилей. Соответственно, показатель выявленных нарушений увеличится. Хочу заметить, что первыми будут проверяться автомобили до года, чтобы не дать возможности автосалонам продавать заведомо неисправные авто».
За управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, частью 2 ст. 12.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей (с запрещением эксплуатации автомобиля путем снятия государственных регистрационных знаков). В текущем году по данной статье подразделениями ГИБДД МВД по РТ было составлено 6777 административных материалов.
Статьей 12.5 КоАП РФ за управление неисправными автомобилями предусмотрены различные санкции от штрафа в размере 100 рублей до лишения водительского удостоверения на срок до полутора лет. По данной статье с начала года было выявлено более 60 тысяч нарушений.
Главный инспектор пообещал рассматривать техническое состояние транспортного средства при совершении ДТП. И если сейчас этого практически не делается, освободившиеся от ГТО специалисты будут направлены на расследования всех мало-мальски серьезных происшествий.
Тонированные авто и дырявые корыта
Страховые компании, на которые хотят возложить процесс проведения ГТО, пока от этого не в восторге. Все же это огромная ответственность и всяческие издержки.
«Задача техосмотра – снизить аварийность за счет контроля за содержанием автомобиля в технически исправном состоянии, – комментирует генеральный директор ООО «ЧерновЪ и Партнеры» Александр Чернов. – Усложнение механизмов ведет к тому, что теряется основная функция техосмотра, размывается ответственность. Ведь исполнители, люди, которые проводят техосмотр, останутся те же самые. И именно благодаря им по дорогам Казани ездят тонированные автомобили, дымящие КамАЗы и дырявые корыта. Если очень хочется привлечь страховые компании, им можно дать полномочия не выдавать полис ОСАГО на какие-то автомобили (только по заранее оговоренным четким критериям). Кстати, сейчас в Казани техосмотр на исправной машине можно пройти довольно быстро – сам недавно проходил, и никаких неудобств (кроме нескольких часов, которые можно было чему-то более полезному посвятить) не испытал».
ГИБДД РТ тоже призывает пройти техосмотр, несмотря на временную «амнистию». Кто знает, что там придумают законодатели? А два года «на талоне» позволят автовладельцам подготовиться к очередным нововведениям.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА