Авто Отмена техосмотра: президент и водители «за»

Отмена техосмотра: президент и водители «за»

Президент снова поднял вопрос о техосмотре. Назвав талон «никчемной бумажкой» и раскритиковав нынешнюю систему проверки, он вынес свой вердикт. «Дмитрий Медведев дал поручение подготовить предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра

Президент снова поднял вопрос о техосмотре. Назвав талон «никчемной бумажкой» и раскритиковав нынешнюю систему проверки, он вынес свой вердикт.

«Дмитрий Медведев дал поручение подготовить предложения о существенном упрощении процедуры технического осмотра транспортных средств или о полной его отмене», – сообщила пресс-служба Кремля. Решение по этому вопросу должны принять к 1 июля, в том числе и по объективным обстоятельствам: запаса напечатанных техталонов хватит на пару месяцев, утверждают сторонники негосударственного техосмотра. На этом фоне вопрос о полном отстранении МВД от процесса встает ребром.

«Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах, – сказал президент. – Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок... Есть два пути: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан, и, может быть, изъять это из компетенции МВД... Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить... Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это ведро с гайками, так оно все равно бумажку получит, но уже другим путем».

Закон о частном техосмотре прошел первое чтение уже девять месяцев назад, после чего президент притормозил действия: по его мнению, сервисы, которые проводят проверку, не имеют права тут же устранять дефекты – мол, схема коррупционная. Вопрос завис в воздухе, пока его не подстегнули недовольные московские автомобилисты. Они простаивают в очередях на пунктах ТО по несколько часов, несмотря на их круглосуточную работу и расширенный график. ГИБДД пыталась оправдываться компьютерными сбоями, нехваткой кадров, огромным количеством автомобилей в Москве. Высказывались и независимые мнения, что техосмотр стали проводить тщательнее, а нелегально пройти его стало очень сложно. По сведениям «Коммерсанта», тарифы увеличились в три раза – до 10 тысяч рублей, а многие инспекторы просто отказались от дополнительного заработка, чтобы не скомпрометировать себя во время переаттестации.

Первые жертвы критики Дмитрия Медведева появились тут же: мэр Москвы уволил главу столичной службы технического контроля, поскольку тот не смог исправить критическую ситуацию в городе.

Многие автовладельцы согласны, что техосмотр в том виде, в каком есть сейчас, фикция: он не дает никаких гарантий, что машина исправна на все 100%. Процесс стоит на потоке, на нем зарабатывают хорошие деньги, из десятков пунктов проверяют лишь несколько параметров, да и что скрывать, купить талон не самая большая проблема для водителей. Но рубить с плеча и ликвидировать процедуру тоже рискованно.

«Я за отмену техосмотра. Во-первых, я считаю сам техосмотр профанацией, поскольку сам убеждался, что даже самое ржавое ведро на колесах при желании проходит осмотр – это очень коррупционная область, – говорит казанский автовладелец Сергей Асадов. – Убрав техосмотр как таковой, прикроем одну из кормушек для нечистоплотных сотрудников ГИБДД. Во-вторых, водитель в здравом уме сам должен (и это прописано в правилах) проверять исправность своего авто перед выездом. Хотя бы элементарные вещи – рулевое управление, тормоза, работу двигателя, колеса».

«В нынешнем его состоянии техосмотр, безусловно, больше не может существовать, – считает автомобилист из Казани Тимур Анисов. – Абсолютно согласен с мнением, что водитель любого ведра с гайками сейчас может предъявить инспектору талон ТО и ехать дальше. Свеженькой иномарке техосмотр тем более не нужен, по крайней мере первые три-пять лет, в зависимости от марки авто. Они и так регулярно проходят обслуживание у дилеров производителей. Мне кажется, было бы неплохо ввести просто огромнейшие штрафы и лишение прав года на три за ДТП в случае, если его причиной стала именно техническая неисправность. Можно сделать обязательным прохождение осмотра для автомобилей старше 7 лет для отечественных и 10 лет – для иномарок. Но опять же заниматься этим должна не ГИБДД, а дилеры автопроизводителей и за фиксированную государством стоимость, без права ее увеличивать».

«Считать, что на дорогах появится больше неисправных автомобилей – это иллюзия, – комментирует аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина. – Давно и повсеместно основная масса российских автовладельцев пользуется коррупционной схемой получения талонов техосмотра без каких-либо очередей и сложностей и – что очень важно – без необходимости предъявлять, собственно, сам транспорт. Такой порядок устраивает как контролирующие органы, так и собственников авто, экономящих массу времени, сил и средств на устранение возможных недостатков. Индустрия сложилась и отлажено функционирует».

Как считает аналитик, отменять техосмотр нельзя, т.к. даже в своем нынешнем виде он представляет собой хоть какой-то заслон выезда на дороги автомобилей в аварийном состоянии, опасных для участников дорожного движения. Другое дело, что сложившаяся система ТО должна быть кардинально реформирована, чтобы действительно быть эффективной. Наиболее логичным способом представляется передача функций техосмотра частным автосервисам с четко прописанными мерами (жесткие) их ответственности перед контролирующими госорганами. Этим органом не обязательно должна быть ГИБДД – функции итогового контроля могут быть переданы профильному ведомству, Минтрансу например.

«Как мне кажется, сотрудники ГИБДД вообще не должны участвовать в процессе получения талона ТО – эта функция должна быть от них отстранена в пользу профильных ведомств, – подчеркивает Анна Мишутина. – Ведь не участвует же ГИБДД в выдаче полисов ОСАГО! Однако за дорожной полицией должны быть сохранены функции контроля наличия талона техосмотра у автовладельцев, как это имеет место в настоящее время».

Эта схема действует во многих странах Европы, в США. Есть лицензированные центры, и их много, есть сертифицированные специалисты. Например, в Нью-Йорке каждый год машины должны проходить проверку на безопасность и токсичность выхлопа в лицензированных сервисах. Безопасность в разных штатах понимается по-разному: где-то проверяется наличие фар, дворников и крышки бензобака, где-то проверяют еще и тормоза. Тарифы – от пяти «баксов» и выше в зависимости от штата. В Германии или Англии техосмотр тоже проводят аккредитованные автосервисы, здесь же машину ремонтируют, после чего выставляют счет и цепляют наклейки о прохождении осмотра. Конкуренция в этой сфере в западных странах очень высока – это заставляет компании работать на совесть и держать примерно один уровень цен: в Германии, к примеру, сто евро за осмотр. В Штатах есть практика выдачи техталона дилерскими центрами, что тоже неоднократно обсуждалось в России. Там дилер проводит проверку, специалисты делают заключение еще до того, как машину заберет владелец.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем