Японские автопроизводители сокращают объемы производства из-за нехватки автокомпонентов. По последней информации, Honda Motor работает в половину своей мощности, и такие объемы выпуска сохранятся до конца лета. Toyota Motor на японских заводах в марте выпустила почти на 63% меньше машин, чем годом ранее, а в мировых масштабах объемы сократились на треть. Suzuki с 11 апреля перешли на одну рабочую смену и используют имеющийся запас комплектующих. Subaru также объявили об ограниченном производстве автомобилей на неопределенный период. Чтобы синхронизировать графики выпуска машин и поставки комплектующих, завод Nissan под Петербургом будет приостановлен на пять дней – с 30 мая по 3 июня. При этом никто не может спрогнозировать дальнейшую судьбу: все упирается в темпы восстановления предприятий-поставщиков.
В официальных сообщениях японских автоконцернов говорится, что производство восстановлено – у кого-то на всех предприятиях, у кого-то – за исключением одной-двух площадок. Только с очень значимой поправкой: выпуск машин продолжается дозированно. Например, c 18 апреля возобновили свою работу все японские предприятия Toyota, но с объемами производства в 50%. Дальше июня компания не рискует делать предположения: «Решение о дальнейших планах по производству автомобилей на заводах «Тойота Мотор Корпорэйшн» и дочерних компаниях в Японии будет принято, исходя из ситуации с поставками автокомплектующих», – говорится в пресс-релизе.
В течение прошлого месяца, когда Япония оказалась в центре природного катаклизма, в мире выпустили 542,5 тысячи автомобилей Toyota – это на треть меньше, чем в марте 2010 года. На 33% сократился экспорт. По ожиданиям производителей, в апреле снова недособерут почти 300 тысяч «Тойот» в Японии и еще около сотни тысяч на заводах компании в других странах. То есть запланированные годовые объемы в 7,7 млн уже сорваны. Производители утверждают, что до сих пор есть трудности с поставками 150 компонентов, и из-за этого японские заводы загружены лишь на половину своего потенциала, в других странах только на 40%. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на президента компании Акио Тойода, на полную мощь предприятия смогут выйти только к декабрю 2011 года. Тем не менее на российских продажах Toyota бедствие пока не отразилось: по сравнению с мартом прошлого года продано на 168% больше машин – 12,5 тысячи. Однако стабильно растущий спрос на эту марку может спровоцировать дефицит в дальнейшем, а ажиотаж – закономерный итог опасений по нестабильности будущих завозов машин.
Вернуться к прежнему графику работы только к концу 2011 предполагают и в Honda Motor. До июня все их заводы будут работать на половину мощности, в том числе за пределами страны, а дальнейшие планы полностью завязаны на темпах восстановления поставщиков.
Перебой с комплектующими сказался и на работе производителей в России. Завод Nissan под Петербургом с 30 мая по 3 июня будет приостановлен, чтобы наладить логистику. Загвоздка с поставками двигателей: они выпускались на заводе в Иваки, который больше всего пострадал при землетрясении. После его восстановления производители обещают наладить доставку компонентов авиатранспортом для максимально быстрого их включения в процесс. Как только ситуация с графиком выровняется, потерянные объемы компенсируются. По словам коммерческого директора автокомплекса «Регинас» Сергея Попова, ситуация с автомобилями Nissan и Mitsubishi пока стабильная, сроки поставки остаются прежними, но в июне-июле может произойти временная «просадка». Пока реализуются машины, произведенные до событий, но почти все ближайшие завозы расписаны под клиентов.
Сроки поставок машин остаются прежними, в отделах продаж обещают новые поступления через каждые 2-4 месяца в зависимости от марки и модели. Но при этом большинство из них распределяется еще на стадии заказа, то есть получить более-менее подходящую модель на ближайшем автовозе – это огромная удача. Например, Nissan Note с ходовым мотором в 1,4 литра (МКПП) поступят к дилерам в течение месяца, но в белом, черном, сером цветах. Если ждать более яркий вариант, то это займет 3-4 месяца. Более мощные комплектации (1,6 л) в ближайшей поставке все расписаны, то есть ловить новую партию придется уже в июле. Suzuki Splash и Swift продаются под заказ, а в запланированной поставке – по одной-две машины не самых интересных вариантов. Сроки ожидания от момента формирования заявки до доставки в салон – 2-3 месяца. Поставки автомобилей Toyota несколько растянулись – до 3-4 месяцев, и, например, свободных «Королл» практически нет даже в «заряженных» комплектациях. Дилеры «Хонды» продолжают работать по квотам: что производитель выделяет, то они и продают. То есть обещанная схема работы с заказами откладывается. В наличии есть ходовые модели Civic седан и хетчбэк, а что касается более дорогих и менее популярных – в салоне это большая редкость. Например, CR-V прибудут в течение 2-3 месяцев в топовых версиях, варианты с 2-литровым двигателем и набором оборудования попроще не поступали уже четыре месяца.
Эксперты предполагают, что дефицит японских автомобилей так или иначе проявит себя, и временное замещение их другими марками вполне реально. Иначе продажи в сегментах кроссоверов, внедорожников и Е-классе просядут. Одних японских паркетников и внедорожников можно насчитать больше 20 моделей, причем у каждого производителя не по одной машине в больших классах. У Mitsubishi – ASX, Outlander, Pajero плюс пикап L200, у Nissan – Х-Trail, Pathfinder, Qashqai, Murano, пикапы NP300 и Navara, у Subaru – Outback, Tribeca, Forester, Impreza XV, у Toyota – Highlander, LC Prado, LC 200, RAV4. Заменить весь этот объем европейскими, американскими моделями нереально. Если заминусовать Mazda6, Honda Legend, Toyota Camry, Nissan Teana в D/E классах, то из популярных моделей на рынке останется лишь Ford Mondeo и Hyundai Sonata. Причем многие из японских автомобилей в топе продаж по России. Как бы это цинично ни звучало, но складывающаяся ситуация дает хороший шанс корейским маркам – они как раз запускают на рынок новые и обновленные паркетники и внедорожники: KIA Sportage, KIA Sorento, KIA Mohave, Hyundai Santa Fe, Hyundai ix35, ix55, SsangYong New Actyon и так далее. Но при этом не надо забывать, что европейские, американские и корейские автомобили тоже используют в качестве компонентов японские запчасти, поэтому стороной это проблема их не обойдет.
«Японские автоконцерны прекрасно понимают все риски, связанные с сокращением объемов поставок своих автомобилей, – комментирует аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Причем, основные проблемы – это даже не затраты на восстановление производственных мощностей и необходимость выстраивания новых логистических схем, а риски резкого сокращения рыночной доли на перспективных автомобильных рынках, восстановить которые будет крайне непросто. На этом фоне вполне очевидно, что японские производители приложат все силы для максимально оперативной нормализации ситуации с комплектующими и поставками авто. В текущих условиях наиболее вероятно, что сбои продолжат наблюдаться до лета, однако ближе к его завершению все должно стабилизироваться».
«Рынок сегодня глобальный, поэтому японские проблемы затронули все страны. И говорить о полном замещении продукции нельзя – на другие бренды люди переключатся, если машина нужна здесь и сейчас, а деньги жгут карман, – считает директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Наверняка с поставками проблемы будут, и они проявят себя летом-осенью, потому что пока дилеры работают с запасами, а ограниченное производство даст о себе знать через пару месяцев. Кстати, сейчас люди раскупают машины очень активно – все ближайшие поставки расписаны, остаются не самые дешевые комплектации. Но главное наше опасение – это качество автомобилей. Если сейчас производители будут заменять японские детали на другие, тщательные испытания вряд ли будут проводиться: ради одного компонента это слишком накладно, да и сроки поджимают. Не исключено, что новые запчасти «не приживутся», система даст сбой, машины будут отзывать. Но я подчеркиваю, что это может коснуться всех производителей, не только японских. Цены на авто из-за дефицита компонентов тоже вырастут – в Штатах процесс уже пошел».
В череде мартовских землетрясений и цунами пострадали порядка 500 японских предприятий автомобильной промышленности. Ранее их представители заявляли, что запаса автокомпонентов для стабильной работы хватит до лета, но, судя по сокращению производства и недовыпуску моделей, эти ожидания оказались слишком оптимистичными. И нынешние приостановки заводов, по мнению экспертов, будут повторяться неоднократно. Но даже в такой критической ситуации автоконцерны активно поддерживают программу экономии электроэнергии – вместо пары будних дней они выйдут в смены по выходным.