Как сообщает профсоюзная организация ОАО «АвтоВАЗ», в одном из цехов завода уже несколько дней рабочие проводят так называемую итальянскую забастовку. При этом завод функционирует в штатном режиме.
Итальянская забастовка – форма протеста, заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступающими от них и ни на шаг не выходящими за их пределы. Иногда итальянскую забастовку называют работой по правилам (англ. Work-to-rule).
Такой метод борьбы весьма эффективен, так как работать строго по инструкциям практически невозможно, и вкупе с бюрократическим характером должностных инструкций и невозможностью учесть в них все нюансы производственной деятельности такая форма протеста приводит к существенному спаду производительности и, соответственно, к крупным убыткам для предприятия. При этом с итальянской забастовкой трудно бороться с помощью антизабастовочных законов, а привлечь к ответственности инициаторов практически невозможно, так как формально они действуют в строгом соответствии с Трудовым кодексом.
«АвтоВАЗ серьезно работает над качеством автомобилей Lada, и все работники должны понимать, что мы не можем и не будем выпускать некачественную продукцию, – поясняет председатель профсоюзной организации Николай Карагин. – В коллективном договоре предприятия записано: если работник видит, что операция, которую он выполняет, может привести к браку, он должен остановить процесс и информировать руководство. Если работник этого не сделал, значит, виноват он. Если сообщил руководству, а работа не была остановлена – значит, виноват руководитель».
Однако, как сообщает Карагин, сейчас завод функционирует в штатном режиме, все линии конвейера работают стабильно. С требованиями рабочих, которые оказались недовольными размерами премии, занимается рабочая группа. По итогам ее работы люди получат полную информацию, и если будет принято решение, что снижение премии было необоснованным, деньги будут выплачены.