Интересные схемы решения вопроса утилизации грузовой техники предложили представители КАМАЗа на прошедшей на днях международной конференции «КомАвто-2011». Учитывая то, что сектор коммерческого транспорта оживает после кризиса, есть надежда на увеличение спроса. Соответственно, и на обновление всего автопарка. Другое дело, что стоимость грузовика несопоставима со стоимостью дешевой легковушки. Поэтому хозяйства избавляться от старья не спешат.
Позицию предприятия в плане модернизации грузового автопарка озвучил директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа Ашот Арутюнян. В основе идеи мысль о неизбежности коренного обновления автопарка страны, в котором всё ещё преобладают устаревшие модели техники со сроком службы 15 и более лет, не отвечающие современным требованиям по экономике и условиям эксплуатации, экологии и безопасности.
«Мы видим, что возраст тяжелой грузовой техники подходит к своему техническому пределу, – поясняет руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. – А это сказывается на экологии, на расходах, на комфорте самих работников. Потому и связали свое выступление с необходимостью обновления автопарка. Другое дело, что пользоваться старыми методами в этом случае не получится. Грузовик не легковушка, он стоит в разы дороже. Поэтому мы предложили применить новые подходы, в частности различные схемы лизинга».
Руководитель российского автопрома тоже намекнул собравшимся, что возможны несколько схем реализации будущей программы. И несмотря на то, что ни одна из них пока не утверждена законодательно, определенные ходы, в принципе, просматриваются.
«По сути весь вопрос успеха программы утилизации лежит в плоскости – сколько нужно денег, – говорит директор департамента автомобильной промышленности федерального Минпромторга Алексей Рахманов. – При этом возможны три варианта. Первый – мы делаем все так же, как при утилизации легкового транспорта: государство дает от 10 до 15 процентов стоимости техники. Второй вариант – когда 30 процентов стоимости будет финансироваться регионом, 70 – федеральным бюджетом. Или третий вариант – использование лизинговых схем, когда с учетом возвратных платежей, вложив, условно говоря, рубль в уставной капитал государственных лизинговых компаний, техники можно купить на два».
Генеральный директор «Лизинговой компании КАМАЗ» Альфия Когогина как раз и постаралась доказать преимущества предложенных челнинским автогигантом схем перед всеми остальными. При этом она провела анализ нынешнего рынка лизинга коммерческих автомобилей полной массой 14-40 тонн и зарубежного опыта в развитии этого бизнеса. Лизинг выгоден и клиенту, и дилеру, и государству. Сейчас в России по лизинговым схемам реализуется только пятая часть грузовых автомобилей, в то время как в развитых странах Европейского союза – почти половина.
«Способов обновить грузовой автопарк, как, впрочем, и легковой, не так уж и много, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Это покупка новой техники сразу или в кредит или же лизинг. Каждая компания выбирает свой способ обновления, исходя из своих финансовых возможностей, потребности в технике, выполняемых ею задач. Поэтому небольшие предприятия при необходимости обновить свой парк исходят именно из своих возможностей и представленной на рынке техники. Что касается принятия ими решений об обновлении техники, то тут небольшие компании должны сделать для себя трудный выбор – или они идут на расходы и обновляют свой парк, повышая тем самым свою конкурентоспособность, или же они не делают этого и тогда рискуют проиграть своим конкурентам. Тут каждый делает свой выбор. Главных условий лизинговых схем, если мы говорим о них, два – размер обязательных платежей должен быть приемлемым для небольших компаний, и срок лизингового соглашения должен быть достаточно большим».
«Лизинг – это самый умный способ обновления автопарка», – считают в руководстве автогиганта. 8 вариантов схем «Лизинговая компания КАМАЗ» уже предложила. Самое основное в них то, что предприятие рассматривает возможность запуска проектов по стимулированию обновления парка за счёт собственной утилизации и «Трейд Ин» с использованием лизинговой программы.
«Различные схемы лизинга и trade-in предлагают практически все производители и торговые компании, реализующие грузовые автомобили и спецтехнику, поэтому просто предложение КАМАЗом таких схем не даст ему преимуществ, – пояснил Дмитрий Баранов. – А вот если КАМАЗ сможет предложить привлекательные условия по лизингу и trade-in, так, чтобы клиентам стало выгодно обращаться именно к нему, тогда это может стать его серьёзным конкурентным преимуществом».
Стоит заметить, что сама конференция носила больше экспертный характер, когда собравшиеся специалисты в ходе обсуждений различных вопросов приходят к единому взвешенному решению. Однако о том, какие решения будут приняты на законодательном уровне, говорить пока рано.
Фото: Фото с сайта «Ведомости»