Последние десять лет структура спроса автомобильного рынка постепенно изменялась, и в этих переменах уже можно увидеть определенную тенденцию. К примеру, хетчбэков по стране за этот период стало больше на 5%, внедорожников – в два раза. А вот потребность в универсалах, мини-вэнах и купе снизилась. Самыми стабильными оказались седаны – они занимают почти половину всего рынка страны. Почти не меняется ситуация с кабриолетами, доля которых выросла с крошечных 0,3 до 0,4%, и пикапами, которых стало тоже немногим больше – 1,2%. Таким образом, самые интересные модификации для россиян – седаны, хетчи и внедорожники.
«На самом деле уменьшение доли мини-вэнов и универсалов на нашем рынке вызвано размыванием границ между кузовными версиями. По сути, кроссоверы – это универсалы, поэтому, когда возникает вопрос, что купить – универсал или «паркетник», выбор в большинстве случаев делается в пользу вторых, – считает исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Александр Рулевский. – Кстати, эта тенденция хорошо просматривается на примере развития Volvo: сначала они выпускали универсалы, потом перешли на универсалы повышенной проходимости, позже занялись паркетниками. Универсалов в чистом виде, которые существовали в середине-конце 90-х годов, сейчас не найти. Мини-вэны пошли «вглубь», то есть их различные модификации стали называть по-разному: «микровэны», «компактвэны» – они попали в разные классы. Фактически это такое же размывание границ. Поэтому утверждать, что спрос на универсалы и мини-вэны снижается, я бы не стал».
Действительно, производители в последние годы наметили одну явную тенденцию создавать модификации имеющихся моделей. К примеру, хетчбэки обвешивают пластиковыми бамперами, увеличивают клиренс и выводят на рынок еще одну модель, занимая промежуточную классовую нишу. Примеры из последних новинок – Renault Sandero Stepway или Skoda Roomster и Fabia Scout. У тех же Renault есть модели Espace и Scenic: по факту оба мини-вэны, только первый позиционируется как компактвэн.
Согласно статистике SmartUs.ru, явное стремление вверх у хетчбэков наметилось пять лет назад: их доля увеличилась с 17,4 до 19,3% и продолжает расти до сих пор. В прошлом году они заняли почти 23% рынка. Это связано с тем, что кузов становится популярен в разных сегментах: от А до D-классов, среди них самые покупаемые модели Ford, Renault, Kia, Hyundai и, конечно, Lada. Кстати, всплеск интереса к «европейскому» кузову пришелся как раз на 2007-2008 годы, когда АвтоВАЗ стал выпускать «Калины» и «Приоры» хетчбэки. Сейчас эта модификация популярна в сегментах B и C – там предложение самое широкое.
«Почему-то многие утверждают, что россияне любят седаны, – считает автомобилист Антон Смеховицкий. – Я думаю, это полный бред. Жители страны вынуждены были любить седаны в годы советского застоя, но как только на рынке стали появляться «Лады» семейства «Спутник», а потом и иномарки, россияне оценили хетчбэки. На мой взгляд, это самый удобный для горожанина тип кузова: компактный, но практичный за счет возможности складывать сиденья. Седаны имеют лидерство среди больших машин, но для городских авто все же кузов хетчбэк кажется более разумным».
А вот класс миниатюрных автомобилей, который весь состоит из хетчбэков, занимает только 2,3% рынка. Daewoo Matiz, Kia Picanto, Chery QQ, Peugeot 107, Chevrolet Spark, Citroen C1, Toyota IQ – есть из чего выбрать, однако стабильно невысокий спрос на них держится на протяжении нескольких лет – на уровне 2%. Согласно данным «Автостата», с 2008 года доля А-класса на рынке увеличилась всего на 0,1% – с 2,2% до 2,3%. Тройка самых компактных лидеров выглядит следующим образом.
Относительно небольшой интерес к этим машинам объясняется их «утрированно» компактными размерами, которые с практической точки зрения подойдут не каждому. По природе это городские автомобили, соответственно, поездки часто ограничиваются мегаполисом и асфальтированными трассами. Еще одна веская причина не в пользу А-класса – цена.
Интересно, что по данным сервиса «Автообъявления», в Казани в пределах 400 тысяч рублей можно приобрести Audi A4 (8D, B5) 1998 г.в., BMW 5er (E39) 1999 г.в. Fiat Albea 2007 г.в. Volkswagen Passat Variant 1999 г.в., Peugeot 307 точно так же, как Daewoo Matiz MX 2008 г.в. или свежую, прошлогоднюю Chery QQ6. Практически все эти модели выше классом, основная часть – с более мощным двигателем, есть варианты как с механикой, так и автоматом. То есть вторичный рынок – более гибкая формация.
За аналогичные или чуть большие деньги можно выбрать экземпляр из сегмента посерьезнее. Например, IQ стоит почти 778 тысяч рублей – это ценник Toyota Corolla, Ford Mondeo или Mazda6! Хотя преимущественно отсчет начинается с 330 тысяч, но это с механической коробкой. С типичным для этого класса женским атрибутом – АКПП – прайс приближается к 400 тысячам рублей. А на этом поле играют новые бюджетные седаны классов B и С, к ним присоединяется предложение вторичного рынка. Хотя до цены «Матиза» спуститься может не каждая бэушная иномарка – отсюда и популярность модели.
Относительно А-класса эксперты сходятся во мнении, что эти модели – нечто вроде «пробников» по всему бренду. Они приводят новых клиентов: с маленького авто молодые люди постепенно пересаживаются на В-класс, потом на С и D. Зато это играет в плюс качеству малолитражек – чтобы человек стал поклонником марки, его нужно очаровать на старте.
В целом автомобильный спрос в России не отличается от зарубежного своими корнями: он зависит от благосостояния, потребностей автомобилистов, культурных, географических и экономических особенностей страны, в конце концов, автомобильной истории. У нас доминируют практичные седаны с внедорожниками, в Турции – вместительные мини-вэны и грузопассажирские фургоны, в центральной Европе – универсалы и хетчбэки, в Тайланде и США – пикапы, на Мальте и в европейских мегаполисах – миниатюрные хетчи.