Казанские гаишники и зимой продолжают штрафовать водителей за пересечение невидимой разметки на дороге. При этом руководствуются они тем, что под снегом разметка все равно есть. Как вообще различить под снегом сплошную линию, за пересечение которой с целью поворота или разворота предусмотрен штраф 1000-1500 рублей, а если ради обгона – то и вовсе лишение прав на четыре-шесть месяцев? И как быть, если инспектор пытается оштрафовать вас за нарушение, которое основано на невидимости линий разметки? Давайте обсудим.
«Вот ты видишь суслика, нет? И я нет. А он есть!» – примерно такими словами оправдывают инспекторы отсутствие какой-либо видимой разметки на дороге. Однако водитель не ясновидец, чтобы заранее знать, что именно нарисовано под сантиметровым слоем наледи и снега. В условиях плохой видимости, отсутствия ясных ориентиров, во время снегопада первый водитель, который утром прокладывает первый путь по нетронутому снегу, использует глазомер. Все остальные особо не парятся, и встают в его колею: «Где один прошел, там все пройдут». Но глазомер, бывает, и ошибается. И тогда колея идет по снегу совсем не там, где проложена дорога. То выйдет на обочину, а то и на встречную, не видимую под снегом полосу движения.
«В случае, если разметка не видна и скрыта под снегом, водитель должен ориентироваться по ширине проезжей части, размещая машину соответственно, – объясняет старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД МВД по РТ Руслан Хасанов. – И по знакам, которые у нас в Татарстане нигде не противоречат разметке. То есть там, где на дороге нарисована сплошная, стоит знак «Обгон запрещен». В городе то же самое – на каждом перекрестке висит знак движения по полосам. В таких условиях, чтобы не нарушать, водитель должен ориентироваться сам: по ширине проезжей части, по знакам, определяющим движение по полосам или запрещающим маневры».
Понятно, что в идеале дороги должны быть чистыми, но после снегопада асфальта не видно неделями. И эта проблема характерна не только для России: в Германии или Финляндии дорожные службы также не способны очистить снег за один раз – это в принципе невозможно. Поэтому вопрос с невидимой разметкой актуален и там. Причем, если раньше самым наказуемым нарушением был выезд на встречную полосу, то с 21 ноября 2010 года серьезные штрафы введены за нарушение правил разметки при повороте налево или направо. Допустим, повернув налево из неправильной полосы, вы можете «угореть» на 1000-1500 рублей, если направо – на 300 рублей. А когда обочины сужены снежными брустверами и разметки не видно, определить крайнюю полосу не всегда возможно. Что делать, если вас пытаются привлечь за нарушение слепой разметки?
«В моей практике очень много подобных случаев, – рассказывает автоюрист Борис Стуков. – К примеру, водитель развернулся, а ему приписывают, что он совершил маневр не с крайней левой, а со средней полосы. Разметки не было, левее него пронесся другой автомобиль, фактически по встречке, и уехал дальше. К нему никаких претензий, а водитель, который все сделал правильно, бегает по судам. Если ваша задача – доказать, что разметки не было видно или она отсутствовала, нужно записать место на видео, сфотографировать участок дороги со всеми объектами организации дорожного движения и описывать свои пояснения не в протоколе, а подробно на отдельном листе. О его наличии вы обязательно укажите в самом бланке – тогда он не потеряется и его прочитают».
«Нужно не просто сфотографировать участок, а составить акт фотографирования, привлечь двух понятых, чтобы не возникло вопросов со временем, датой появления снимка, – добавляет автоюрист Лев Воропаев. – Водитель может запросить у дорожных служб информацию о том, когда здесь в последний раз наносилась разметка. На практике инспекторы составляют протоколы по подобным случаям, это их право. Однако зачастую такие дела разваливаются – разметка по всем нормам должна быть читаемой!»
Но мы не советуем водителям уповать на невидимость разметки. Помните пункт 9.2 ПДД? Он запрещает выезд на встречную полосу на двусторонних дорогах с четырьмя и более полосами для движения. А еще с ноября прошлого года обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. И в этом случае не важно, есть ли сплошная линия или нет: обогнал – считай нарушил.
Для разметки дорог используется краска специального состава или так называемая ленточная разметка – ее применяют для обозначения сплошных линий. Разумеется, как и все материалы, разметка имеет срок годности – по истечении конкретного периода ее обновляют. Однако круглогодичный это делать невозможно. В СМЭУ ГАИ нам пояснили, что существующие технологии позволяют наносить разметку при температуре не ниже +7 градусов. Поэтому сезон, когда водители могут довольствоваться размеченным полотном, – ориентировочно с апреля по октябрь.
«Зимой при уменьшении ширины проезжей части за счет снежных завалов и брустверов, оставленных снегоуборочной техникой, водителям следует руководствоваться реальной шириной проезжей части с учетом снега, – объясняет Лев Воропаев. – Во избежание всяческих недоразумений при дальнейшем разборе сделайте собственные замеры. Правда, это хлопотно: необходимо в присутствии двух понятых измерить ширину гостовской рулеткой, которая продается в строительных магазинах. Ширина измеряется по краям бруствера или снежного завала, то есть по краям полосы, пригодной для проезда транспортных средств».
«В Казани в связи с большим количеством снега и сильным сужением проезжей части, на некоторых дорогах даже до одной полосы, требовать соблюдения разметки от водителей бессмысленно, – говорит Руслан Хасанов. – Поэтому во избежание большого количества жалоб на действия инспекторов практика штрафования за выезд на автобусную полосу или подобные нарушения временно приостановлена. Вот сойдет снег, разметку подновят, тогда. Но все же хочется предупредить водителей, что на дороге, где предусмотрены более двух полос для движения в одну сторону, нанесена сплошная линия разметки. Разворачиваться в таких местах нельзя. Лучше доехать до перекрестка».
«Даже если разметки не видно, лучше лишний раз не рисковать и поберечь свои нервы, время и деньги, – советует юрист компании «Автоюрист» Анвар Шаяхмедов. – У нас неоднократно рассматриваются жалобы водителей, которые были сначала введены в заблуждение отсутствием разметки, а потом оштрафованы. Суды в спорных ситуациях могут и не встать на сторону водителя. Поэтому лучше поостеречься и не нарушать. Смотрите на знаки, если разметки не видно».
Напоследок заметим, что на заснеженных покрытиях лучше не заниматься авантюрными обгонами, а соблюдать максимальную осторожность. Тогда не будет проблем с ГИБДД, а главное – все останутся живы и здоровы. И при деньгах.