Тема пробок хоть и набила уже оскомину, продолжает волновать умы водителей, пешеходов, руководителей, депутатов и президентов. Причем каждый видит свою причину и предлагает свой иногда парадоксальный выход из ситуации. Если же постараться отвлечься от расхожих мнений о количестве машин, узости дорог, нарушений при парковке и периодических снежных завалах, что останется? А останется как раз то, чего пешеходы не видят, руководители, ведомые услужливыми гаишниками по расчищенным улицам, не замечают, и в чем никто из водителей старается не признаваться даже самому себе.
Перед самым новым годом, когда казалось, каждый имеющий машину поставил себе задачу непременно выехать на улицу, мы тоже получили возможность не понаслышке познакомиться с казанскими пробками. Ну вот так сложилось, что без поездки в самый неудобный момент было не обойтись.
Всего-то и надо было – перевезти из Кировского района в центр, на Пушкина, телевизор. Вежливый таксист любезно погрузил «зомбоящик» на заднее сиденье своей иномарки, и мы резво поскакали по городским улицам. И ничего не предвещало беды. День перевалил за половину, рабочий день, до часа пик еще часа три – вполне себе по графику. Не тут-то было!
Началось все на Кировской дамбе. Встряли плотно, метров 300 не доехав до перекрестка с улицей Набережной. Вдалеке перемаргивал цветными сигналами светофор, автомобильных рядов в сторону центра становилось все больше. Три, пять, шесть. Таксист стал выбираться в левый ряд. Крайним левым рядом оказался второй от противоположного бордюра. Редкие встречные протискивались уже с трудом. Авария? Теракт? Провал земли? Почему никто не двигается вообще? Почему закончился встречный поток?
Уже выйдя из машины, заметили, что проблема удивительно проста: два не самых умных представителя «казанского феномена» на своих серебристых тонированных «десятках» заблокировали проезд для встречных машин. И это на перекрестке, где в штатном режиме работал светофор. Спрашивается, для чего лезть на перекресток, если явно не можешь его освободить. Что это, желание «всем доказать»? Ну вот и доказали. Дальше пошла цепная реакция – плотным потоком заблокировало перекресток Саид-Галеева – Ташаяк, а за ним встал перекресток Саид-Галеева – Яхина. Круг замкнулся. Но нашим баранам невдомек, что стоять будут ровно столько, сколько будут препятствовать проезду встречных машин. Тем временем смеркалось.
Интересный факт: Технологический институт штата Джорджия (США) и Лионский университет (Франция) провели совместное исследование, посвященное механизму возникновения дорожных пробок.
Один из соавторов проекта доктор Джордж Лаваль рассказал газете Daily Telegraph о том, что ученые пришли к весьма неожиданному выводу: истинная причина заторов кроется не в авариях, узких дорогах или неправильном режиме работы светофора, а в поведении самих водителей. При этом наибольшим «замедляющим эффектом» обладают две противоположные категории автомобилистов – слишком агрессивные и слишком робкие.
Агрессивный водитель постоянно газует, сокращает дистанцию до идущей впереди машины до минимума и резко бьет по тормозам, чтобы не врезаться в нее, и в результате водитель позади него вынужден увеличивать отрыв, чтобы иметь возможность сманеврировать при очередном резком движении. Трусливый же водитель, наоборот, поздно стартует со светофора, ползет медленнее потока, не успевает сманеврировать и едет со слишком большим отрывом, занимая на дороге слишком много места.
«По большому счету, Казань от Питера мало чем отличается, – говорит о своих впечатлениях о нашем городе СЕО-оптимизатор Дмитрий из Питера. – Улицы Казани не посыпают реагентами, солью, песком и прочей дрянью. На обочинах лежат не кучи грязи, а чистые белые сугробы. Во-первых, это очень красиво, а во-вторых, за несколько дней пребывания в столице Татарстана нам ни разу не пришлось чистить обувь. Следствием этого является то, что в Казани все машины чистые. Просто загляденье. Еще заметил, что в Казани светофоры стоят как-то странно. На огромных оживленных перекрестках нет, на каких-то задрипущих неезженных улицах есть. Например, на площади Тысячелетия или на площади Тукая светофоры напрашиваются сами собой, но их нет. Пробки – это отдельная тема. Когда я ехал в Казань, вы меня напугали, что там ТАКИЕ пробки, которых я еще не видел. Что ж, в Казани пробки действительно есть, огромные, больше чем я ожидал. Но до питерских им еще расти и расти! Так что в Казани ездить намного сложнее – светофоров мало, машин много, постоянно надо трогаться с обледенелого подъема… Зато чисто!»
...После получасового ожидания, когда стало ясно, что стоять здесь можно до ночи, развернулись и поехали в сторону Ленинской дамбы. На перекрестке Декабристов–Комсомольская (Ак Барс банк) увидели ту же картину стоящих авто. Причина затора осталась невыясненной. Скорее всего, узость Булака и проблемный перекресток с Батурина сделали свое дело – кто-то вылез пятым рядом, и понеслась! Решили пытать счастья дальше.
По Чистопольской пролетели худо-бедно без происшествий и не стали вливаться в сверкающую огнями неподвижную ленту «Миллениума». Хотелось уже ехать хоть куда, лишь бы не стоять. Кстати, тут же, на перекрестке Амирхана–Чистопольской, наблюдали забавную картину возникновения пробок на пустом месте, при живом светофоре. На свой зеленый по Амирхана водители продолжали ехать гуськом друг за другом и на желтый, и на красный до тех пор, пока путь им не преграждал капот машины, двигающейся уже на свой зеленый с Чистопольской. Причем те, что ехали уже на красный, требовали пропустить их – ведь они старались «покинуть перекресток». Те же, кто ехал на зеленый, с трудом протискивались между ними и оставались в таком положении, не успевая убраться. Возникал «клинч». Со стороны действия и тех, и других театр абсурда. Что проще – ехать на зеленый, стоять на красный! Но, кажется, некоторым казанским водителям это простое правило для понимания недоступно.
«Основная причина пробок в Казани – это то, что водители совершенно не уважают других участников движения, – говорит инспектор казанского полка ДПС Айдар. – При этом они нарушают ПДД, пункт 13.2., который гласит, что «Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Единственное средство для того, чтобы заставить водителя соблюдать правила, мы видим в повышении штрафов. Любые другие методы на водителей практически не действуют. Это доказано на практике. После внедрения системы автоматической фиксации нарушений, например скорости, количество их резко уменьшилось. Значит, и на перекрестах будет так же».
Ну а затем, уже при въезде на Третью транспортную, думаете, все дисциплинированно, по очереди проезжали узкий участок? Напомню, что там ремонт, и два ряда машин должны были проехать в один. Задачка для детского сада – слева, справа, слева, справа по очереди все спокойно проезжают?
Не торопитесь, в Казани есть очень одаренные водители. Причем одаренные, так сказать, альтернативно! Им надо! Причем что именно надо, не знают даже они сами, потому что, организовав быстренько три ряда для движения, они блокируют выезд на мост! Спрашивается, какого? Ведь даже дебилу, извините, альтернативно одаренному, понятно, что лучше плохо ехать, чем хорошо стоять!
«В Польше этот вопрос решили очень просто, – говорит водитель Виталий. – Не успел проехать перекресток на зеленый сигнал – штраф, что-то в районе 500 евро. Не успел второй раз – еще выше. Не успел третий – отобрали права. И все, перекрестки чисты, и никто на них не выезжает. Все просто».
У нас не Польша, у нас Казань, но, может, и нам уже пора избавиться от старых привычек малолетних гопников? Или хамство у нас неистребимо? Кстати, с подачи руководства ГИБДД по РТ сейчас в Государственной думе рассматривается поправка к КоАП об увеличении штрафа за создание затора до 1000 рублей. Интересно, поможет?