Отдел аналитики агентства «Автостат» привел данные, что каждый третий россиянин при покупке нового автомобиля в 2010 году оформлял автокредит. Если в январе 2010 года в кредит продавалось около 29% новых автомобилей, то к декабрю доля таких машин выросла до 41%. Среднегодовое значение составило 35,9%. Как говорится в отчете, за 2010 год в кредит было продано 640 тысяч легковых автомобилей.
Аналитики «Автостата» также подсчитали, что в прошлом году выросла и средняя цена одного кредита. По итогам года она составила около 460 000 рублей ($15 900), что на 7,4% выше показателя 2009 года.
Как считают специалисты, объем рынка автокредитования увеличивается благодаря ряду факторов. «Во-первых, с 2010 года при оформлении автокредита у многих банков уменьшился первоначальный взнос. Теперь он составляет от 10%. А во-вторых, процентные ставки также снизились до 11% годовых», – объясняет специалист отдела автокредитования Анна Попова.
«Банки действительно предлагают интересные кредитные ставки, а также стимулируют интерес заемщиков разнообразными спецпредложениями и дополнительными скидками от официального дилера, – подтверждают специалисты кредитного отдела компании «Омега». – Например, при оформлении в кредит автомобиля Mercedes-Benz B-класса сроком на пять лет при первоначальном взносе в 20% кредитная ставка составит 14,5%. Другими словами, если стоимость автомобиля составляет 1 300 000 рублей, при первоначальном взносе в размере 226 000 рублей автомобилист ежемесячно будет выплачивать 21 270 рублей».
Сами же автомобилисты, оправившись после кризиса, вновь приходят к выводу, что лучше оформить кредит и взять автомобиль подороже, чем довольствоваться бюджетными моделями, которые можно купить на имеющиеся наличные.
«Сначала я думал взять подержанную «десятку». Друзья отговорили, сказав, что такая покупка принесет мне только головную боль, связанную с постоянным ремонтом автомобиля. Мой ежемесячный доход составляет 20 000 рублей, заработок стабильный, есть возможность подработки. Проанализировав все эти факторы, я оформил кредит на новый автомобиль, – рассказывает владелец Ford Focus Евгений. – Покупкой доволен, думаю, в ближайшие пять лет я закрою этот кредит».
По мнению аналитиков «Автостата», ощутимый рост рынка автокредитования в первую очередь связан с общим количеством выданных кредитов, а потом уже с увеличением размера заемных средств и подорожанием автомобилей. Как отметил директор «Автостат» Сергей Целиков, в условиях конкуренции банки вынуждены предлагать покупателям большой выбор кредитных программ, что и способствует росту рынка.
Чтобы правильно рассчитать свои возможности по выплате кредита, нужно адекватно оценить, каковы будут ваши первоначальные и ежемесячные расходы, – говорит руководитель ООО «Страховой брокер «ЧерновЪ и Партнеры» Александр Чернов. – В первоначальные расходы входит первоначальный взнос, различные комиссии банков (за рассмотрение заявки, за выдачу и т.д.), оплата полисов каско и ОСАГО за первый год и некоторые другие расходы. Ежемесячные расходы – это ежемесячные платежи по кредиту и раз в год – страхование. Не забудьте о расходах, которые возникают при эксплуатации автомобиля. И вычтите все эти суммы из вашего ежемесячного дохода».
Итак, что советуют страховые брокеры?
При выборе кредитной программы обратите внимание на следующее:
1. Валюта кредита была такой же, в какой вы получаете свои доходы: не стоит брать кредит в долларах, если зарплату вы получаете рублями. Доллар может вырасти, и для внесения ежемесячных платежей вам понадобится больше рублей.
2. Выбирайте кредит с фиксированной процентной ставкой. Плавающая процентная ставка может как понизиться, так и повыситься, но, на мой взгляд, рисковать не стоит.
3. Не экономьте на страховке. Оформляйте каско в надежной страховой компании, даже если это окажется дороже. Ненадежная страховая компания (а именно они продают каско дешево) может обанкротиться, и случись что с автомобилем, вы можете остаться без машины и с кредитом.
«А вообще, чтобы не ошибиться и правильно оценить свои возможности, я бы рекомендовал обращаться к профессионалам: для оформления кредита – к кредитному брокеру, для выбора страховой компании – к страховому», – добавляет Александр Чернов.
В то же время продавцы автомобилей, стоимость которых превышает 800 000 рублей, не отметили особого роста оформлений покупки в кредит среди своих покупателей. «Действительно, с 2010 года банки ведут политику повышения лояльности клиентов: менее строго учитываются доходы заемщика, идет заметное смягчение кредитных ставок, – комментирует старший специалист по кредитованию и страхованию компании «М-Сервис» Евгения Галина. – Однако в прошлом году мы не ощутили роста спроса на автокредиты среди наших клиентов, и доля продаж автомобилей в кредит не изменилась по сравнению с 2009 годом».
Кстати, в США рынок кредитования также стремительно набирает обороты. Банки Америки не только снизили кредитные ставки, но и стали закрывать глаза на заемщиков с неидеальной кредитной историей. И если в 2009 году выдача кредитов недобросовестным заемщикам составляла 5,7%, то к сентябрю прошлого года эта цифра увеличилась до 14%.