Комитет Госдумы по вопросам местного самоуправления предложил запретить организациям использовать участки городских дорог в качестве приватных стоянок. Свое мнение депутаты выразили в отзыве на законопроект об организации платных парковок, который рассматривался в Госдуме в декабре прошлого года.
По мнению авторов отзыва, такие парковки, если они организованы на проезжей части, нарушают «социальную справедливость». Ведь дороги являются общественной собственностью и содержатся за счет средств бюджета. Поэтому право парковать машину имеют все граждане, а не только работники конкретных организаций.
Ни для кого не секрет, что сейчас распространена практика, когда компания огораживает кусок проезжей части, клеит табличку «Только для клиентов NN» и еще нанимает охранника, который отпугивает чужих. Многих автомобилистов это не устраивает.
Организация приватного паркинга «для своих» не является законной, если компания не оформила так называемый землеотвод. А официальное закрепление границ территории является делом хлопотным, требующим немало времени и средств.
«Если организация находится на первом этаже жилого дома, то прилегающая территория принадлежит всем жителям, и, по сути, договор аренды прилегающей территории нужно заключить с каждым собственником, – объясняет адвокат Виталий Андреев. – Обычно же происходит заключение договора аренды с ТСЖ или УК данного дома, либо этот вопрос решается через администрацию города».
На деле каждый владелец компании знает, что официальная установка знака парковки практически невозможна, и организовать ее можно только при личном знакомстве с чиновником за небольшое вознаграждение.
Другие же занимаются мелким самоуправством, благо, за такие грехи пока не применяют суровых санкций.
«Мы просто повесили табличку «Только для клиентов» на парковке возле фасада нашего магазина, никаких разрешений и согласований не получали. Ни разу никто не интересовался, на каком основании мы «присвоили» данный участок парковки, и штрафами никто нам не грозил, – говорит директор одной из местных компаний. – В то же время мы ничего не можем предъявить тем водителям, которые оставляют машины на этой парковке, но не идут к нам, потому что она является общей территорией. Другое дело, если бы мы оформили данный участок земли в аренду, поставили шлагбаум и строго следили за тем, кто въезжает на территорию парковки. Но мы все прекрасно понимаем, что никто в аренду эту землю нам не даст».
Однако не все организации столь добросовестно относятся к соблюдению законодательства. Как рассказывают автомобилисты, сотрудники некоторых организаций столь яростно защищают придворовую территорию от непрошеных гостей, что дело доходит до подсудных действий.
«Я оставил свой автомобиль утром возле здания банка, потому что рядом больше не было свободных парковочных мест. Территория не огорожена шлагбаумом и доступна для свободно проезда. Когда же вечером я сел за руль автомобиля и проехал несколько метров, понял, что колесо неисправно. На следующий день некоторые мои коллеги также пожаловались на проколотые колеса. Мы посмотрели видео с камер наблюдения, где и было зафиксировано, что некий мужчина подошел к моему автомобилю, наклонился возле него на несколько минут, а потом направился к следующей машине. По приметам мы узнали в мужчине охранника этого банка, – рассказывает владелец Chevrolet Lacetti Николай. – Также нам стало известно, что эти охранники подходят к автомобилистам, которые не являются клиентами банка, и запрещают парковаться на территории. Причем они не скрывают, что намерены прокалывать колеса непрошеным гостям. Теперь заявление с описанием этого инцидента лежит в УВД, а охранник ждет визита следователей».
Как объясняют в ГИБДД, действия данного охранника попадают по статью КоАП. «Если территория какой-либо организации огорожена и проехать на нее можно по специальному пропуску, здесь охрана вправе не пропускать посторонних лиц. А в случае, если доступ на территорию открыт независимо от того, вблизи какой организации паркуется автомобилист, тогда такие действия сотрудников охраны уже расцениваются как хулиганские. В такой ситуации автовладельцу следует обращаться в милицию. Земля эта является муниципальной, и не допускать на нее каких-либо лиц запрещено», – прокомментировал сотрудник отдела пропаганды ГИБДД.
«Если водитель не допускает нарушения правил парковки, то к нему никаких претензий быть не может, – говорит старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД МВД по РТ Сергей Федин. – Как и не может быть никаких эвакуаторов, штрафов и тому подобных вещей».
Также в Госавтоинспекции нам пояснили, что на сегодняшний день при переводе помещения в нежилой фонд происходит согласование не только в администрации города, но и в ГИБДД. Причем окончательное разрешение выдается только при учете выделенной территории для парковочных мест. Если же жители дома считают находящуюся во дворе или возле проезжей части парковку, созданную какой-либо организацией, подозрительной, им следует обратиться в администрацию района. И после принятия заявления на имя главы района законность данной парковки проверит специальная комиссия.
Законопроект о порядке создания парковок депутаты рассмотрят весной текущего года, а уже сегодня состоится заседание Госдумы, на котором рассмотрят инициативу по увеличению штрафов за нарушения ПДД.