Законопроект о совершенствовании управления многоквартирными домами принят Госдумой в первом чтении. В документе определяется система договорных обязательств при управлении домами, а также вводятся понятия «обязательные платежи» и «взносы» для работы ТСЖ. По мнению экспертов, новый закон способствует устранению множества проблем, возникших за время пятилетнего действия российского Жилищного кодекса.
Инициаторами проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» стали депутаты Виктор Плескачевский, Мартин Шаккум, Андрей Чиркин, Владимир Пехтин и Константин Шипунов.
«Со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации была создана нормативно-правовая база реформирования системы ЖКХ, основанная на привлечении коммерческих структур для предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, – подчеркивал в своем интервью председатель комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский. – Однако с приходом в сферу ЖКХ частных управляющих компаний у граждан не появилось гарантий их надежности и профессионализма, поскольку законодательно не были определены требования к ним».
«Новый законопроект направлен на совершенствование законодательного регулирования отношений по управлению многоквартирными домами, разрешение ряда проблем, проявившихся за более чем пятилетний срок со дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», – отметил сотрудник управления по связям с общественностью Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Важные моменты, которые прописывает документ:
регламентирует порядок создания ТСЖ в домах-новостройках; запрещает застройщикам принимать участие в создании ТСЖ; описывает процедуру предоставления информации для организации общего собрания будущих собственников помещений, которой сегодня монопольно владеют лишь застройщики;
уточняет процедуры создания ТСЖ, снижая тем самым риск создания товариществ без ведома и участия собственников, а также упрощает процедуру выхода собственников помещений в доме, входящем в состав товарищества собственников жилья, созданного на несколько многоквартирных домов, из такого товарищества, тем самым обеспечивая указанным лицам возможность реализации права выбора и изменения выбранного способа управления многоквартирным домом без привлечения к решению этого вопроса собственников помещений в соседних домах;
определяет, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются льготникам при отсутствии у них задолженности по оплате или выполнении соглашений по ее погашению;
предлагает правительству РФ установить принципы определения размера платы для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, регулированием которой муниципалитеты не занимаются
обязывает УК, ТСЖ и собственников заключать договоры ресурсоснабжения при непосредственном управлении многоквартирным домом, (в настоящее время существует практика отказа управляющей организации и ТСЖ от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, при этом такие организации нарушают требования правил предоставления коммунальных услуг гражданам);
вводит возможность внесения прямых платежей собственников ресурсоснабжающим организациям;
уточняет, что изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для расторжения заключенного договора в одностороннем порядке;
содержит норму о дополнительных ежеквартальных отчетах управляющей организации, в которых должны содержаться сведения о наличии или отсутствии просроченной задолженности перед организациями-поставщиками ресурсов;
совершенствует процедуру заключения договора управления многоквартирным домом, вводит новое условие договора – срок его действия. Максимальный срок действия договора увеличивается до семи лет, автоматическое пролонгирование договора допускается только на один год;
вводит раздел, определяющий особенности деятельности саморегулируемых организаций (СРО) управляющих компаний. С 1 января 2013 года вводится обязательное членство управляющих организаций в СРО;
вносит изменения в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», (предполагается, что до 1 января 2013 года для управляющих организаций будет введен уведомительный порядок о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами; при этом функции приема и учета таких уведомлений возлагают на государственные жилищные инспекции);
предусматривает административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности управляющими организациями вплоть до дисквалификации на срок от одного года до трех лет;
вводит административную ответственность собственников помещений в многоквартирном доме за непринятие решений по обеспечению надлежащего состояния помещений индивидуального пользования и общего имущества в многоквартирном доме.