В 2011 году Госавтоинспекция сделает ставку на современные видеосистемы. При этом каждый пятый инспектор ГИБДД будет уволен, а контроль за безопасностью дорожного движения позволит сохранить увеличение числа камер. Уже сейчас счет зафиксированных ими нарушений идет на миллионы. И он будет только увеличиваться – полномочия систем видеофиксации расширят.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов отметил, что прошедший год был непростым для Госавтоинспекции: «Идет масштабное реформирование всей системы органов внутренних дел, и оно напрямую затронуло и нашу службу. Согласно указу президента РФ, численность личного состава сократится на 20%. Конечно, будут сокращения и в рядах Госавтоинспекции, и сейчас главная задача, чтобы они никоим образом не отразились на безопасности дорожного движения. В будущем, и я уже об этом неоднократно говорил, ставка будет делаться на повсеместное внедрение современных видеокамер, круглосуточно фиксирующих правонарушения на дороге».
Системы видеофиксации могут позволить осуществить давнюю мечту ГИБДД – поставить инспектора на каждом перекрестке. Правда, он будет электронным. Но эффективность от этого должна только возрасти. По словам Кирьянова, это подтверждает статистика: в местах установки камер число аварий сразу же снижалось в разы, и «очаги аварийности» превращались в самые безопасные участки.
Всего за два года российским водителям уже было направлено более 2,5 миллиона постановлений о нарушениях ПДД, зафиксированных камерами. В настоящее время в 22 субъектах РФ действуют 25 центров обработки данных, поступающих с видеокамер. Комплексы видеофиксации нарушений ПДД есть почти в 60 субъектах РФ. Стационарных комплексов фото-, видеофиксации – 330, передвижных комплексов – более 2 тысяч.
«Сейчас камеры в основном фиксируют нарушения скоростного режима, но после внесения изменений в законодательство с их помощью можно будет привлекать к ответственности водителей, которые проехали на красный, выехали на полосу встречного движения и допустили другие грубые нарушения», – заверил глава российской Госавтоинспекции.
Казанских водителей «письмами счастья» уже не удивишь. И поводов для их рассылки с некоторых пор прибавилось. Штрафуют и за непристегнутые ремни, и за проезд на красный. Все по закону. «Согласно КоАП собственников автомобилей можно привлекать к ответственности, если нарушения ззафиксированы камерами. При этом нет ссылок, что привлекать можно только за определенные нарушения, – разъясняет юрист Вадим Хабиев. – Так, за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей, хотя, если «поймает» инспектор, то только лишение прав».
Кого водителям стоит бояться больше – инспекторов или систем видеофиксации? Пожалуй, преимущество последних все же в том, что при соблюдении ПДД они не страшны. «Считаю, большое количество камер дисциплинирует водителей, – отмечает г-н Хабиев. – Если честно, уже раздражает, что они постоянно при переключении сигнала светофора продолжают проезжать перекресток. Может, после парочки штрафов перестанут».