Патрульные автомобили ГИБДД оборудуют веб-камерами. Они зафиксируют все, что происходит в зоне видимости, прежде всего – в салоне машины. Предполагается, что изображение будет транслироваться через Интернет в отделение Госавтоинспекции. А это значит, что реакция на ситуацию может последовать незамедлительно. По мнению руководства московского ГУВД, от которого поступило предложение, технические средства помогут снизить уровень коррупции на дорогах и запечатлеть общение инспектора и водителя. Во втором случае камера одновременно станет защитой от неправомерных действий гаишников и агрессии автовладельцев.
Идея оснащать автомобили ДПС средствами видеонаблюдения прорабатывается не первый сезон. В прошлом году в столице проводился эксперимент – тогда около 30% всех патрульных машин оборудовали камерами. Главным уловом этой акции стали не совсем адекватные водители. Один из них пытался избить себя, чтобы потом обвинить инспектора в рукоприкладстве. Сейчас столичное ГУВД пытается изыскать средства на технику и ее установку во все патрульные машины.
Задумка по сути неплохая, но самое важное – как она будет работать на деле. Камера устанавливается внутри салона на передней панели, поэтому в кадр попадут только сцены, происходящие в машине. Но что мешает инспектору намекнуть на легкое решение вопроса за ее пределами или, прикрыв объектив, изъясниться жестами?
«Возможно, что оснащение служебных автомобилей камерами снизит число конфликтных ситуаций между представителем ГИБДД и автомобилистом, – считает преподаватель автошколы Юрий Панченко. – Однако и здесь имеются свои нюансы. Во-первых, согласно административному регламенту ГИБДД, при общении с инспектором водитель имеет право не покидать свой автомобиль. Поэтому садиться или нет в машину ДПС – зависит только от желания самого водителя. Во-вторых, в соответствии с этим же регламентом автовладелец может сам на собственную видеокамеру записать процесс общения с сотрудником ГИБДД, и последний не должен препятствовать использованию водителем видео- или звукозаписывающей аппаратуры. И в-третьих, если водитель захочет дать взятку, а инспектор не будет против, они смогут это сделать независимо от наличия видеокамер. Каждый водитель знает, что нельзя предлагать деньги в автомобиле инспекторов, потому что салон может быть оборудован прослушкой и видеоустройствами. А если же инспектор будет инициатором подобного рода «поощрения», он просто загородит видеокамеру и изъяснится с водителем жестами».
Право граждан общаться с представителями закона на камеру порой перерастает в провокации. Поэтому второе зло, с которым собираются бороться посредством техники, – это произвол обеих сторон: гаишников и водителей. Записи с камер мобильных телефонов, сделанные автолюбителями, пригодны не всегда. Если они доходят до суда, то возникает много вопросов – не видно лица нарушителя, нет доказательств подлинности записи и прочие но. Поэтому возможность передавать изображение через Интернет очень кстати: информация оперативно попадает в органы, фиксируется время происшествия и считывания ее на сервере, поэтому сомнения в обработке картинки снимаются автоматически.
Если говорить о водителях, которые ведут себя агрессивно, то веб-камеры защитят инспекторов от их нападок или ложных обвинений. Был, например, случай, когда хмельной «лишенец» начал задираться на инспекторов и в итоге «избил» себя о стекло служебного автомобиля. Тогда запись велась не на веб-камеру, а на телефон сотрудника ДПС, но это не умаляет ее полезности в данном деле. В ГИБДД убеждены в положительном эффекте использования камер патрульными экипажами.
«Думаю, оснащение автомобилей инспекторов ДПС веб-камерами – это хорошая и рациональная идея. Главное, что само присутствие видеозаписывающего устройства будет дисциплинировать и самих инспекторов, и водителей, – говорит сотрудник ГИБДД Виктор Хайрулин. – Таким образом, разговор между обеими сторонами будет максимально корректным. Кроме того, данные видеоматериалы послужат хорошим аргументом в суде для защиты прав водителя либо инспектора. Конечно, свести конфликты на нет вряд ли удастся: инспекторы и автомобилисты бывают разные, но под прицелом видеокамеры вряд ли тот или другой снизойдут до оскорблений, угроз и прочего».
Впрочем, в простой идее таится множество подводных камней. Допустим, в патрульной машине все будет под контролем, но как веб-камеры смогут гарантировать этот порядок за ее пределами? Видимо, там снова пригодятся подручные объективы вездесущих мобильных.