Четыре тысячи километров пути позади, спортивные страсти улеглись, но... не забылись. И если саму гонку Санкт-Петербург – Сочи любители наблюдали по репортажам с мест событий, то теперь рассказать о том, как это было, могут ее непосредственные участники. Самыми интересными закулисными подробностями ралли-рейда с корреспондентом 116.ru поделился член команды «Ассистанс» (технической команды, обеспечивавшей условия проведения ралли) старший мастер одного из сервисных центров компании «ТрансТехСервис» Олег Кулаков.
Вопреки названию «Шелковый путь – 2010» гладким, как шелк, для команды «КАМАЗ-Мастер» не был. Её лидеры Фирдаус Кабиров и Владимир Чагин из-за ошибок в навигации в один из дней потеряли более 50 минут времени. И все же первые три призовых места в зачете грузовиков оказались именно у «КАМАЗ-Мастера». Победителем же «Шелкового пути» стал молодой член команды Эдуард Николаев.
«Что нам снег, что нам зной...»
Команде ТТС, состоящей из четырех человек, было поручено отвечать за техническое состояние 13 автомобилей группы сопровождения – медиков, телевизионщиков, связистов.
«Мы были фактически сервисным центром на колесах, – вспоминает Олег Кулаков. – В специально оборудованном КАМАЗе у нас были инструменты и запасные части для выполнения практически любого ремонта. Но одних инструментов мало. Без смекалки в условиях гонки не обойтись. На всем протяжении маршрута нас ждала самая разная погода, от проливного дождя в Санкт-Петербурге до сильного ветра в Элисте и жары в Сочи. Приходилось импровизировать на ходу: при сильном дожде, например, заезжать в обыкновенную палатку на автомобиле так, чтобы хотя бы временно ремонтируемая часть не заливалась водой! О полноценном отдыхе можно было забыть, но приобретался поистине бесценный опыт».
Условия работы «Ассистанс» диктовала не только погода, но и сложный рельеф на некоторых участках трассы. Поломки у автомобилей часто отличались от тех, что бывают после обычной езды по городу.
«Был случай, когда после прохождения водного этапа «утопили» автомобиль, хотя воды в речке было буквально по колено, – вспоминает Кулаков. – Изобретательные французы словно стремились испытать возможности автомобиля и выбирали места поглубже. Был последний день этапа. Оставлять команду без железного коня нельзя, а у автомобиля не работает вся электрика. Не включаются ни поворотники, ни дворники, ни «мозги». А мы на тот момент уже сдали все диагностическое оборудование, готовились к отъезду. Выручил всех наш электрик Роман. Он смог исправить ситуацию безо всякого оборудования, хотя и провозился всю ночь».
«Карета будет готова к утру!»
Опыта специалисты «ТрансТехСервиса» набрались и в работе с незнакомыми марками авто. «Взяли нас как специалистов по Mitsubishi. Но как-то никто не хотел браться за смену сальника на автомобиле Jeep. За дело принялись мы. Сложно было разобраться в конструкции совершенно незнакомого «изнутри» автомобиля, но работу мы сделали. Правда, провозиться пришлось целых шесть часов – тогда как на «родном» Mitsubishi сменили бы деталь минут за тридцать-сорок. Пришлось разобрать практически полмашины, чтобы добраться до нужного узла. Изъяснялись о причинах поломок с иностранными пилотами чуть ли не жестами, но своего добились!»
Вообще курьезов с иностранцами Олег Кулаков припомнил немало. Россиян же, по его словам, члены иностранных команд запомнили с самой лучшей стороны.
«Как-то ночью, около 4 часов утра, по рации поступило сообщение, что автомобиль с французскими медиками на борту сломался близ какой-то деревни в Смоленской области. Деревня с таким названием на карте отсутствовала, и искали автомобиль исключительно по координатам на приборах. Искали долго. Когда нашли, члены экипажа сломанной машины сидели в гостях у жителей деревни и пили кофе. А один из местных, судя по всему профессионал-самоучка, неплохо разбирающийся в автомобилях, на удивление верно диагностировал неполадку без каких-либо приборов, и нам осталось только передать ему требуемую запчасть для замены. Навсегда запомню удивленное лицо французского доктора. Наверняка на всю жизнь у него останется восхищенное мнение о том, что в России ночью можно постучаться в любой дом, и любой русский мужчина сможет отремонтировать что угодно!»
«Нам любые дороги дороги...»
А вот самим татарстанцам запомнилась команда из Германии, обслуживающая экипаж Volkswagen. Наблюдать за ними, по словам Олега, было интересно. «Команду всегда сопровождал собственный бензовоз, хотя были специальные аккредитованные автозаправки, предлагающие участникам гонки топливо высокого качества стандарта «Евро 5». Строгие, немногословные и невозмутимые техники всегда были на шаг впереди команды. Они всегда встречали свои экипажи на ключевых отметках, слаженно и быстро обслуживая раллийный автомобиль за рекордно короткие сроки. Собственные автовозы компании перевозили сильно поврежденные автомобили до финиша, скрывая их от глаз любопытных, хотя к услугам были автовозы организаторов».
«Каждое ралли – это особенный опыт, – подытоживает Олег. – Разные климатические и ландшафтные условия, общение с коллегами из разных стран, необходимость принимать решения в совершенно экстремальных ситуациях позволяют формировать совершенно особенный опыт, который успешно применяется нами в своей компании».
Фото: Фото с сайта Silkwayrally.com