Меньше чем через три недели российским водителям придется в светлое время суток ездить по городам с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Это предусматривают поправки в Правила дорожного движения, которые вступят в силу с 20 ноября. Сейчас включать ближний нужно только при движении вне населенных пунктов.
Кстати, опыт езды по городу с включенными фарами у татарстанских водителей уже имеется. Помнится, в 90-е годы подобный эксперимент был проведен в Казани. Нареканий он тогда вызвал немало. Водители жаловались на резко сократившийся ресурс лампочек, на дополнительную нагрузку в электроцепях, перерасход топлива и прочие неприятности. Эксперимент «свернули» после того, как не удалось проследить явной корреляции между ближним светом и уменьшением количества ДТП. Хотя косвенные признаки улучшения дорожной ситуации имелись. Водители вели себя на дороге более аккуратно. И вот законодатели ввели правило «днем с огнем» для всей России.
«Введение этой нормы вызвано в первую очередь соображениями безопасности, – пояснил заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации генерал-майор милиции Владимир Кузин. – Машины с включенными фарами на дороге заметнее для всех, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Во многих странах водители при движении обязаны включать ближний свет фар. Многочисленные исследования подтверждают, что машина с ближним светом фар намного заметнее для пешеходов и других водителей».
«На мой взгляд, обязанность водителей ездить с ближним светом выглядит вполне логично и действительно способна оказать позитивное влияние на повышение безопасности дорожного движения, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Лебедев. – Автомобиль с ближним светом обращает на себя больше внимания, что помогало и помогает избегать создания аварийных ситуаций, особенно при совершении обгона. У меня, например, не идеальное зрение, и ближний свет встречных автомобилей и особенно в сумерках неоднократно помогал более грамотно и безопасно спланировать движение автомобиля. Впрочем, днем свет фар также вполне полезен – наоборот, его отсутствие у других участников движения уже воспринимается как своего рода неуважение к тем, кто пользуется светом».
Как рассказал Лебедев, в городах ситуация с освещенностью несколько лучше, чем на трассах. Однако наличие света на машине днем позволит пешеходам, прежде всего, и автомобилистам лучше ориентироваться в потоке. Насколько мера будет эффективной – будет понятно не ранее, чем через полгода-год, когда можно будет сравнивать количество ДТП с предыдущими периодами».
Что касается определения эффекта, то есть количества предотвращенных ДТП, то с этим разбираться будет ГИБДД. Именно туда стекается вся дорожная информация, и отслеживание всех количественных изменений на совести гаишников. Но пока в ведомстве осторожны в своих прогнозах.
«Несмотря на некоторые отрицательные отзывы по поводу включения ближнего света днем, в целом это положительная инициатива, – считает начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов. – Опыт 1997 года показал, что машины, которые позиционируют себя светом, гораздо лучше видны на дороге, издалека обращают на себя внимание. Негативный же опыт был связан с тем, что наш автопром оказался не готов к новшествам. Если бы фары включались и выключались автоматически после запуска двигателя, то и проблем бы не было. А так водители частенько «сажали» аккумуляторы, забывая выключать фары на стоянках. Сейчас обстановка меняется – все больше применяются светодиоды, они не нагружают электросеть автомобиля и хорошо видны».
Рамазанов подтвердил: согласно европейским исследованиям, включенный свет снижает количество ДТП на 10-15 процентов. Он уточнил, что татарстанские инспекторы будут оценивать эффект в комплексе с видеофиксацией – благо, от нее эффект прослеживается прямой и явный.
Кстати, начальник отдела напомнил, что не все фары хороши – ксеноновые, установленные с нарушениями, будут «выявляться» уже с 10 ноября. А наказание за неправильный ксенон – лишение водительских прав.
В общем и целом эффект от включенных фар быть должен. «Я уже лет двадцать и сам со светом езжу, и другим советую, – подытожил автоэксперт, директор школы контраварийной подготовки Олег Шатов. – По этому поводу даже и сомневаться не стоит, все уже давно подсчитано европейцами».