На дорогах Казани создается все больше приоритетов для пешеходов, по крайней мере к таким выводам можно прийти, если вспомнить все новшества, которые внедряет столичная ГИБДД на дорогах города. Да и статистика показывает – количество оштрафованных водителей гораздо больше, чем пешеходов. Хотя нарушают ПДД последние в несколько раз чаще. Отчего такая несправедливость?
Согласно данным, которые были озвучены на последнем совещании по БДД, за 9 месяцев 2010 года на территории республики зарегистрировано 3884 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых 471 человек погиб и 4963 получили ранения. Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств, по вине которых произошло 84,1% или 3267 ДТП, в результате которых погибли 402 и ранены 4395 человек. 12% или 456 ДТП совершено из-за нарушения Правил дорожного движения пешеходами. В них погибли 70 и получили ранения 394 человека.
По вине пешеходов, находившихся в состоянии опьянения, в текущем году зарегистрировано 34 ДТП, в результате которых 7 человек погибли и 27 получили ранения.
При этом за 9 месяцев 2010 года сотрудниками ГИБДД МВД по РТ пресечено 3 млн 457 нарушений, из них 2 млн 879 тыс. 906 совершено водителями и лишь 118 тыс. 817 – пешеходами.
Создается впечатление, что водители – это самая недисциплинированная часть населения! Но согласитесь, что это не так. Для того чтобы понять, кто чаще всего нарушает правила дорожного движения в городе, достаточно выйти днем на улицу и постоять у обочины минут 15-20. За это время вы насчитаете несколько десятков нарушений ПДД. Из них водителями будет сделано от силы 2-3. Остальное на совести пешеходов. И самое основное, если не сказать «единственное», нарушение – переход улицы в неположенном месте. И это несмотря на то, что разметка «зебра» нанесена практически на каждом перекрестке, и каждый месяц в городе вводят в эксплуатацию все новые и новые безопасные переходы. На вопрос «Почему нарушаете?» пешеходы отвечают практически одно и то же – «переходы далеко», «здесь перейти мне удобнее» и «а на пешеходном переходе все равно никто не останавливается». И отчасти они правы.
«К сожалению, сегодня пешеходный переход на проезжей части и нарисованная на нем зебра не гарантируют полной защиты для пешехода, – говорил на открытии надземного перехода проспект Победы – Глушко начальник ГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов. – Сами пешеходы тоже бывают виновниками ДТП, когда перебегают проезжую часть в неустановленных местах. Надземные и подземные пешеходные переходы обеспечивают гарантированную безопасность. А чтобы не переходили где придется – мы вынуждены ставить дополнительные ограждения».
То есть и на уровне руководства ГИБДД проблему понимают – пешеходы дорог не разбирают и переходят дорогу как вздумается. Водители же в результате вынуждены резко маневрировать или тормозить, дабы только сохранить жизнь «этому барану». А в результате ДТП с участием нескольких машин. Никто же не ожидает резких маневров от окружающих. Где же найти управу на безалаберных пеших участников движения?
«Начнем с того, что ежедневный анализ аварийности показывает: ДТП по вине водителей совершаются чаще, – говорит заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Наиль Гибадуллин. – Причем, что касается ДТП с участием пешеходов, в большинстве своем это наезды, и на пешеходных переходах в большей мере. Ну а административных материалов на них (пешеходов) мы составляем в день по 150-180 штук. Почти все за неправильный переход дороги. Штраф за это нарушение – 300 рублей. Причем оплачивают его практически все. Иначе после истечения сорокадневного срока за дело берутся судебные приставы. Они своими методами обеспечивают оплату штрафа».
Хочется возразить: а может, не ДТП совершаются чаще, а фиксируют их больше? Ведь не секрет, что пешеходы шустро скрываются с места аварии. Если только их «не зацепило». Водитель же не имеет права убирать машину – иначе впаяют «оставление места происшествия». Да и нарушения пешеходов фиксируются гораздо реже. Для того чтобы в этом убедиться, наш корреспондент 10 минут фотографировал пешеходов на улице Пушкина. За это короткое время он насчитал около 20 нарушителей. Причем все – пешеходы, и ни одного водителя. То есть одно нарушение в 30 секунд только на небольшом участке дороги, а сколько их по Казани?
Напрашивается вывод: может быть, сотрудникам ГИБДД в городе все же стоит обратить внимание не только на то, как водители паркуются и пропускают пешеходов на зебре, но и на самих пешеходов и их «дорожные выкрутасы»?
По словам Наиля Гибадуллина, рейды, направленные на «отлов» пешеходов, проводятся еженедельно. В них участвуют каждый раз до 10-12 экипажей ДПС. Работа проводится и со школьниками, и в трудовых коллективах, и в детсадах.
Однако пешеход и ныне там – на проезжей части, вне зоны действия пешеходного перехода. Создает помеху движению, смертельно рискует, но «прет через дорогу». Кто же его остановит, в конце концов?