Компания Toyota всерьез решила заняться авторынком будущего. Уже сейчас они предпринимают серьезные шаги в производстве машин, которым бензин не нужен. Весной этого года они подписали соглашение с компанией Tesla, которая работает в сфере высоких автомобильных технологий. И вот уже через четыре месяца после подписания договора о сотрудничестве стало известно – выпуск полноприводных электромобилей Toyota RAV4 будет возобновлен, причем на качественно новом уровне.
Вообще автомобили на электротяге не новинка. История их начинается со времен первых автомобилей. Тогда, когда решался вопрос, по какому пути пойдет автоэволюция. Стремительное развитие технологий переработки нефти сыграло свою роль. Да и практически бесконечное повышение мощности вкупе с солидным запасом хода у таких машин сыграло свою решающую роль. Однако сейчас перед жителями мегаполисов всерьез встала проблема нехватки чистого воздуха, а перед всеми остальными – вопрос создания нормального средства передвижения без выхлопа.
Электромобиль Toyota RAV4 развивает максимальную скорость в 126 км/час, на разгон до 96,5 км/час ему требуется примерно 18 секунд (зависит от уровня заряда батарей), а после полной подзарядки аккумуляторных устройств он может покрыть расстояние от 130 до 190 км. Если сравнить стоимость потребляемой автомобилем электроэнергии с нынешними ценами на топливо в США, то содержание этого RAV4 эквивалентно содержанию машины с расходом бензина, равным 2,12 л на 100 км.
Изобретение, производство и совершенствование электромобилей полностью никогда не прекращалось. Особенный интерес к ним возник после 60-х годов прошлого столетия и был связаны с экономикой и экологией. Цена нефти росла, уровень загрязнённости городов становился несовместим со здоровьем. Кстати, врачи и сейчас не рекомендуют пробежки «на свежем воздухе» в крупных городах. В крайнем случае они советуют применять специальные спортивные респираторы со сменными фильтрами. Особенный всплеск интереса автокомпаний к альтернативной тяге возник в 90-е годы прошлого века. В это время власти многих стран стали законодательно ужесточать требования к автовыхлопу. Вплоть до запрета эксплуатации устаревших моделей. В результате Toyota, Honda, Ford и General Motors выпустили на рынок большое количество моделей гибридных, а также полностью электрических автомобилей.
Причем лидером в производстве полностью «чистых» машин стала Toyota, которая с 1997 года начала массовый выпуск популярной в то время модели Toyota Prius. Сейчас количество выпущенных машин достигло нескольких сотен тысяч экземпляров. Сыграла свою роль и Калифорния, где в те же 90-е был принят закон Zero Emission Mandate, который обязывал автокомпании выпускать наряду с обычными машинами авто без выхлопа. Как раз тогда компания Toyota и оснастила свой внедорожный RAV4 электроприводом с никель-металлгидридной батареей. Honda и Nissan тоже подключились к этому движению. Однако под давлением нефтяных компаний в 2003 году закон изменили: обязательный выпуск электромобилей отменили, и, соответственно, выпуск их прекратился.
Договор о сотрудничестве Toyota Motor и Tesla Motors подписали еще весной. В частности, два автопроизводителя решили довести до ума и начать выпуск серийного электромобиля на базе популярного кроссовера Toyota RAV4, который должен выйти с конвейера в 2012 году. «Сотрудничество с Tesla позволит японской компании научиться у американского партнера быстроте принятия решений и гибкости», – заявил на пресс-конференции президент корпорации Toyota Акио Тоеда.
База Tesla была выбрана не случайно – у них уже который год успешно продается великолепный спортивный электромобиль Tesla Roadster, который за 4 секунды разгоняется до скорости 100 км в час и способен без подзарядки преодолеть 300 км. То есть и опыт разработки электроавтомобилей имеется нешуточный, и, как стало известно после подписания соглашения, Toyota уже инвестировала в эту компанию 50 миллионов долларов. В соглашении говорится, что Tesla разработает еще и электрический двигатель, батареи, трансмиссию и ПО для кроссовера. Разработчики ожидают, что авто сможет без подзарядки преодолевать 240 километров. Предполагаемая цена новинки – 40 тысяч долларов. Японцы, кроме того, задумали полностью перевести на электротягу Lexus RX.
Однако наиболее заметным событием конца прошлого столетия стал выпуск электромобиля EV1 от General Motors. Предшественником EV1 был Impact – электромобиль, представленный в 1990 году на автосалоне в Лос-Анджелесе. На его основе был разработан EV1. Серийное производство началось в 1997 году. Автомобили были двухместными и сначала оснащались свинцово-кислотными батареями. В 1999 году на них установили никель-металлгидридные. Пробег электромобиля достгал 240 км, а максимальная скорость – 130 км/ч.
«Любая компания в любой отрасли думает о будущем – если, конечно, она не собирается закрываться, – комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Поэтому нет ничего удивительного в том, что Toyota инвестирует серьёзные средства в развитие электромоторов и других устройств для электромобилей. Экология уже давно вышла на первый план в развитых странах, поэтому ясно, что давление на автопроизводителей с требованием выпускать всё более экологичные автомобили будет только нарастать. На сегодняшний день наилучшей альтернативой обычному ДВС или дизелю является лишь электродвигатель, но его технические и потребительские характеристики пока не могут обеспечить автовладельцу привычный уровень эксплуатации машины. Поэтому ведущие автопроизводители и вкладывают много денег в дальнейшее усовершенствование электромоторов и в целом электромобилей.
Эксперт отмечает, что Toyota поступила точно так же – и это вполне логично. Электрические автомобили компании одни из лучших в мире, но Toyota продолжает их усовершенствовать, чтобы увеличивать их продажи, наращивая свою долю в этом сегменте. Вопрос экологии для компании тоже важен, потому что это вопрос имиджа компании, её репутации в обществе и в конечном итоге – её доходов и её будущего. Ясно уже, что выживут в будущем те компании, которые будут экологически ответственными, будут заботиться об экологии, но при этом их электромобили смогут предоставить своим владельцам всю полноту и радость вождения.
Кстати говоря, Toyota лидирует в производстве гибридных автомобилей, но заметно отстает от других японских компаний в электромобилях (например, Mitsubishi уже реализует i-MiEV в Японии, Nissan начинает продажи машины гольф-класса Leaf в конце года). Использование уже хорошо отработанных технологий Tesla поможет Toyota догнать конкурентов.