Мировой суд Советского района рассматривает иск казанского водителя к ГИБДД. Автомобилиста возмутила «тренировка», которую уже два года проводит местная Госавтоинспекция: колонны милицейских машин наводят шорох по всему городу, приучая водителей уступать дорогу спецкортежам с мигалками. Делается это, что характерно, даже в часы пик – когда магистрали города забиты настолько, что уступать дорогу просто некуда.
Мы уже писали про то, что управление ГИБДД взяло моду посылать по несколько экипажей разгонять водителей с левой крайней полосы. С включенными проблесковыми маяками и сиреной гаишники появляются в часы пик на городских магистралях и в массовом порядке штрафуют водителей, которые, по их мнению, «не уступили колонне полосу для движения».
Водители видят в этом нарушение закона со стороны сотрудников ГИБДД – включать спецсигналы последние могут только при выполнении срочного спецзадания. «Тренировки» же водителей на городских улицах неотложным делом назовёшь едва ли. К тому же инспекторы своими действиями провоцируют водителей на совершение ДТП. Перестроиться мгновенно в час пик из одного ряда в другой невозможно физически. Соответственно, в этой ситуации можно насчитать сразу три нарушения, которые совершают стражи порядка: ничем не оправданное включение спецсигналов, провоцирование ДТП, привлечение к ответственности невиновных водителей.
Руководство ГИБДД на вопрос корреспондента 116.ru о правомочности действий инспекторов предпочло выразить «официальное мнение»: «В связи с участившимися случаями игнорирования водителями требования уступать дорогу транспортным средствам с включенными проблесковыми маячками синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом ежедневно проводятся учебно тренировочные мероприятия, которые направлены на обучение водителей уступать дорогу».
Позвольте, но при чем здесь штрафы и лишения? Как сочетаются тренировка и наказание? Может быть, логичнее назвать эти мероприятия не тренировкой, а способом пополнения бюджета? Ведь за уроки, на которые ты даже не записывался, деньги брать не принято. Саечка за испуг? Любопытно, кстати, что в письме ГИБДД черным по белому написано, что «в период скопления транспортных средств на перекрестках специальные рейды не проводятся».
А вот как выглядит стандартный рассказ очевидца (или, точнее, жертвы подобной муштры). Машина ДПС пристраивается сзади и в самом неудобном месте вдруг включает сирену и маячки. То, что при этом перестроение невозможно, инспекторы привычно «опускают» и выписывают штраф 500 рублей. Хотя, конечно, можно и допустить, что руководство управления попросту «не знает», как рядовые инспекторы «делают план» по «выявлению» нарушителей. Ну не видно начальству всего этого с высоты его позиций!
Между тем такие «тренировочки» переполнили чашу терпения казанца Дмитрия Кукарекина. Он установил на свою машину автоматические регистраторы, которые как раз и зафиксировали действия сотрудников ДПС. Свою правоту Дмитрий решил отстаивать в суде. Правда, на первое заседание представители ГИБДД предпочли не явиться. Хотя и заявляли, что у них тоже есть видео этого нарушения.
«Эта тема у нас в ФАР находится на постоянном контроле, – говорит руководитель отделения ФАР в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Для того чтобы адекватно ответить на действия ГИБДД, нам нужно было видео. И вот оно есть, суд должен решить, кто прав. Ведь гаишники уверяют, что не трогают тех, кто физически не мог перестроиться, только нарушителей. На деле же они тормозят любого, кто не перестроился мгновенно, и все это отлично видно на нашем видео. Думаю, что у суда никаких сомнений не останется».
По словам Хайруллина, это первая такая тяжба с инспекторами ГИБДД. Обычно люди не идут на конфликт с ГИБДД, предпочитая оплатить 500 рублей. По словам водителей, им угрожают лишением. Поэтому и не хотят «связываться». Но если дело Кукарекина решится в его пользу, это станет прецедентом и для других пострадавших.
Редакция 116auto.ru следит за развитием событий. Следующее слушание этого дела состоится 26 октября 2010 года.