Жизнь российских оценщиков может в скором времени измениться. Нововведения им обещают федеральные власти, которые рассматривают сейчас поправки в закон «Об оценочной деятельности». Перемены коснутся допуска к работе и экспертизы ее результатов. Эксперты уже высказывают первые опасения: не будут ли новшества противоречить принципам саморегулирования, принятым не так давно в стране?
Поправки в закон «Об оценочной деятельности» на рассмотрение депутатам Государственной думы РФ внес 1 июня председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. В сентябре законопроект обсудили и приняли в первом чтении. По замыслу авторов он должен устранить правовой вакуум в этой сфере, а также закрепить некоторые понятия. Например, виды экспертиз отчетов об оценке, минимальные требования к экспертам саморегулируемых организаций оценщиков, а также обязательные случаи проведения экспертизы. Кроме того, инициаторы нововведений считают, что с принятием поправок можно начинать разработку федеральных стандартов оценки.
Плескачевский обещает, что документ еще больше оградит оценочную деятельность от вмешательства государства, а соответственно, коррупции и бюрократических препон. Между тем сами оценщики, изучившие проект поправок, высказывают противоположные мнения. В частности, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar Игорь Лучков поделился с интернет-изданием «Собственник» своими опасениями. По его словам, внедрение централизованного квалификационного экзамена для оценщиков противоречит принципам саморегулирования, которые с недавних пор прививаются специалистам. Предполагается, что будет создан специальный орган, отвечающий за отбор экспертов и разработку методики их деятельности. По одной из версий, таким органом может стать Национальный совет по оценке. Кстати, экзамен будут принимать только на платной основе и централизованно – всем оценщикам из регионов придется регулярно ездить в Москву.
Директор ООО «Первая оценочная компания» Сергей Томилов называет принятую в первом чтении редакцию законопроекта несколько сырой и противоречащей как действующим нормам российского законодательства, так и принципам СРО. «Сами понятия «эксперт» и «экспертиза» более подходят процессуальному законодательству, в котором уже формализованы требования к эксперту и предусмотрена уголовная ответственность, а не материальная, как предполагается в законопроекте, – рассуждает г-н Томилов. – Также непонятны перспективы проведения аттестации экспертов – как будет организован квалификационный экзамен, кем конкретно будут подготовлены задания, насколько адекватен будет его результат и не будет ли среди них неквалифицированных экспертов, не имеющих достаточного опыта и глубоких знаний?»
Оценочная деятельность в России начала формироваться в середине 1990-х годов. В 1998 году появился закон об оценке и было введено лицензирование. Этим был запущен процесс регулирования оценочной деятельности государством, чиновники взяли деятельность оценщиков под свой контроль. В начале 2000-х годов появляется понятие «саморегулирование», которое декларировало отказ от централизованного управления, вносятся поправки в закон. В 2007-2008 годах появляются первые саморегулируемые организации (СРО) и претворяются в жизнь инструменты их деятельности. На территории Республики Татарстан аккредитовано несколько саморегулируемых организаций оценщиков. Большинство местных игроков рынка выбрали филиал Российского общества оценщиков. В нем зарегистрировано 254 татарстанских специалиста по оценке.