Свой ответ на акцию протеста автомобилистов против автобусных полос дало казанское управление ГИБДД. В своем информационном письме гаишники напомнили положения ПДД, касающиеся полос для общественного транспорта. Штраф в 500 рублей за пересечение этой линии они подтвердили как законный. В то же время сотрудники казанского представительства Федерации автомобилистов России предоставили в редакцию 116.ru пояснительное письмо главного государственного инспектора безопасности дорожного движения России Виктора Кирьянова, из которого выходит, что штраф за пересечение автобусной линии всего 100 рублей. Кто же прав?
Напомним, что 25 сентября 2010 года на площади 1 Мая города Казани состоялась акция автомобилистов, во время которой одним из вопросов, затронутых митингующими, стало нарушение Правил дорожного движения водителями, использующими для движения автобусные полосы. Участники акции требовали замены применяемой к таким водителям санкции, предусмотренной частью 1 статьи 12.15 КоАП России в виде штрафа в размере 500 рублей, на санкцию, предусмотренную статьей 12.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 рублей.
«Бесперебойное движение общественного транспорта в условиях перегруженности улично-дорожной сети города Казани по-прежнему остается одной из проблем, требующих решения, – говорится в официальном письме управления ГИБДД. – Организация специально выделенных для маршрутных транспортных средств полос на магистральных улицах города призвана решить эту задачу и осуществляется согласно постановлениям исполнительного комитета Казани от 28.03.2008 года».
То есть если придираться к формулировке ответа, полосы организованы не согласно букве закона и требованиям логики организации дорожного движения, а в результате решения-постановления казанского исполкома. Чье решение может быть и должно быть подвергнуто проверке. Что в принципе казанская городская прокуратура и сделала.
«Исполком дал прокуратуре ответ, что раз паспорта на все эти разметки оформлены, значит, они соответствуют всем требованиям закона, – говорит руководитель казанского представительства ФАР России в Татарстане Рамиль Хайруллин. – Получается, что решение о том, чтобы уменьшить заторовые ситуации на дорогах, у нас не в том, чтобы расширить их, перенаправить потоки, организовать развязки и отрегулировать светофоры, а в том, чтобы поделить дороги на полосы, отрезая треть, а то и половину от нее под нужды общественного транспорта. Даже на глаз видно, что это все неправильно. Что касается штрафов, то своим письмом УГИБДД выражает несогласие с решением Верховного суда РФ».
Из письма ГИБДД: «Наезжать на прерывистую линию разметки разрешается лишь при перестроении». Следовательно, при наличии разметки 1.5. (прерывистой линии) и разметки 1.1. (сплошной) не разрешается их пересекать, кроме как для поворота налево, направо и разворота. Невыполнение вышеуказанных требований является нарушением пункта 9.7 главы 9 ПДД «Расположение транспортных средств на проезжей части» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги», поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Управление ГИБДД МВД по РТ еще раз напоминает, что данное нарушение влечет наложение штрафа в размере 500 рублей, а остановка или стоянка на указанной полосе в нарушение пункта 18.2 ПДД, повлекшая создание препятствий для движения маршрутных транспортных средств, – в размере 300 рублей.
Как пояснил Хайруллин, верховный суд прямо указал на то, как квалифицировать данное нарушение. Причем еще в 2006 году. Если ехать за автобусом по его полосе, то это квалифицируется как проезд под знак и пересечение линии разметки. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин подтвердил: согласно пункту 12.16 КоАП штраф взимается в размере 100 рублей.
Так откуда взяли 500 рублей? Откуда «отъем прав»? Смотрим: исключение из 12.16 – это движение по автобусной полосе навстречу автобусам. То есть просто движение по полосе автобусов у нас в Казани считается «выездом на встречку»?
Но позвольте, вот же написано в письме управления ГИБДД: «Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам. В случае, если при изменении направления движения на перекрестке приходится заезжать на дорогу с полосой для общественного транспорта, обозначенной разметкой 1.23. (специальная полоса для маршрутных транспортных средств), то необходимо покинуть эту полосу и занять другую». То есть, кроме маршрутных транспортных средств, въезжать на эту полосу другим транспортным средствам запрещено.
Где здесь про выезд на встречку? Вопрос уже риторический.
Что же делать автовладельцам, которых «поймали» на автобусной полосе и хотят «содрать» 500 рублей штрафа?
«Опротестовывать в суде, – советует Рамиль Хайруллин. – Вот есть письмо Кирьянова, есть решение Верховного суда Татарстана, все про это знают. В Верховном суде Татарстана письмо Кирьянова тоже есть. В ответ сотрудникам ГИБДД можно инкриминировать неисполнение решения Верховного суда. Не один десяток юристов уже выиграл подобные дела. Другое дело, что водителям просто не хочется «связываться» – проще заплатить».
Завтра ответное письмо ГИБДД на акцию протеста отправится в Москву, в главное управление ГИБДД России. Редакция следит за развитием событий.