Новый технический регламент вступил в силу с сегодняшнего числа. И, кажется, казанским автомобилистам новые изменения особой радости не доставят. В республике и так уже все гайки закручены туже некуда. А поправки в документе, кажется, дают в руки гаишникам дополнительные козыри.
С текстом закона можно ознакомиться здесь.
Изменения коснулись 24-х пунктов регламента. В основном они носят уточняющий характер. Это сделано для того, чтобы исключить некоторые неточные трактования требований. Однако неясности все же остались. Причем именно из-за нововведений. Например в вопросе с кенгуринами.
«Меня заинтересовала формулировка статьи про кенгурины, – говорит автоэксперт Михаил Романов и приводит текст регламента. – «Запрещается установка на транспортные средства категорий M и N, включая транспортные средства повышенной проходимости (категория G), выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». И ведь заметьте, составители регламента не написали, что запрещены кенгурины из любого металла, а именно оговорили, что из стали и схожего материала. Значит, они имели в виду, что какие-то другие металлы допустимы? Например, алюминий – у него плотность в три раза меньше и он мягкий. Но будут ли этим руководствоваться инспекторы на трассе? Вполне возможно, что отстаивать свое право на кенгурин придется через суд».
Странно, отмечает Романов, что в новом техрегламенте ни слова нет про сам бампер из стали. Как, например, у всех автомобилей марки УАЗ. Получается, что бампер типа ironman с кенгурином имеет право на жизнь: сам бампер стальной, но кенгурин за него не выступает.
Удивляет и отсутствие наказания для тех, кого поймают на дороге со стальным обвесом. Наказания нет, в основных положениях по допуску транспортных средств к движению кенгурятники не упоминаются. На усмотрение инспектора? Сразу возникает вопрос: «Что, опять на усмотрение инспектора?».
В связи с этим вспомним, как борются сотрудники республиканской ГИБДД с любителями тонировки. Борьба эта, к слову, началась еще до принятия регламента. По правилам, за такое нарушение – штраф в 100 рублей. Наши же гаишники заставляют водителя соскребать тонировку прямо на дороге. А в случае сопротивления применяют статью закона «Невыполнение законных требований сотрудника милиции». Правда, «законность» этих самых требований вызывает серьёзные сомнения у профессиональных юристов.
«Требование снять тонировку непосредственно на месте просто-напросто незаконны, – объясняет руководитель казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – Подменяя понятия и формулировки регламента, сотрудники ГИБДД сознательно запутывают водителя, угрожая эвакуатором и мировым судьей. Да и сама степень тонировки определяется только на глазок, без специального прибора и сертифицированного специалиста, что тоже незаконно. Мне даже известны случаи, когда несогласных водителей инспекторы тащили в суд, а судья гнал таких гаишников, советуя им самим соблюдать законность».
Правозащитник советует водителям, несогласным с требованиями милиционеров, обращаться в суд. Правда, после того, «законные» требования гаишников будут выполнены. Кроме того, для успешного проведения разбирательства необходимы свидетели, номер жетона и фамилия инспектора.
Чего еще стоит опасаться водителям? Высоты протектора, например. Новые поправки требуют, чтобы таковая составляла не менее 4 миллиметров. Для всех шин – и зимних и летних. И это притом, что основным положением о допуске транспортных средств допускается износ до 1,6 мм. И снова в голове тот же вопрос: «Опять на усмотрение инспектора?»
Не слишком ли много вообще отдается на откуп честности служителей дорожного порядка?
«Несмотря на вступление нового регламента в силу с сегодняшнего числа, каких-либо изменений в работе подразделений ГИБДД республики не предусмотрено, – сообщил инспектор отдела пропаганды УГИБДД МВД по РТ Дмитрий Пекунов. – Все мероприятия по тонированным авто продолжаются в прежнем объеме. Возможно, что изменения последуют, но не ранее двух-трех недельного срока. Во первых, по новым требованиям должны быть определены указания личному составу и технические решения, во-вторых, и уточнений к КоАП еще нет, ждем их через неделю. Так что работа нашему руководству предстоит обширная».
Подытожим. За тонировку, помимо всех прочих радостей растонирования на дороге, еще и 500 рублей штрафа. Кенгурины – только сертифицированные пластиковые и под вопросом алюминиевые. Шины – 4 миллиметра протектора, иначе штраф 100 рублей. И не удивляйтесь, если потребуют замены шин на месте, по примеру тонировки. На ксенон – систему очистки фар. Автобусам и грузовикам – ГЛОНАСС и тахограф, который измеряет количество проведенного водителем за рулем времени. Правда, на установку последнего есть еще полгода времени, чтоб успели купить. Автомобильная электроника должна быть русифицирована или иметь переведенную инструкцию.
Ну и вообще – с каждым днем все радостнее жить!