Очередные публичные слушания в Казани едва не переросли в судебные. Самосуд готовы были устроить жильцы 27 дома по улице Дзержинского. До крайней точки кипения их довели представители ОАО «Городская стоматология». Накануне в здании Литературно-мемориального комплекса имени Горького обсуждалась судьба «дома Маяковского». Точнее – здания бывшей редакции «Красная Татария» (ул. Дзержинского, 29/1), которое в далеком 1927-м посещал известный поэт. И которое по этой причине более полувека назад было внесено в список объектов культурного наследия.
А в недавнем 2008-м ОАО «Городская стоматология» оформила историческое здание в собственность. Не оформив при этом охранные обязательства, которые по закону должны нести владельцы памятников истории. Новоиспеченные хозяева, по убеждению местных жителей, и не собирались наследие сохранять. Напротив, стоматологи решили вырвать «дом Маяковского» с корнем, уверены защитники здания. Намерения инвесторов выдали строители, которые еще в 2008-м начали рушить стены и перекрытия.
Однако на днях ОАО «Городская стоматология» сделала неожиданный ход, пригласив «сограждан» на публичные слушания по проекту восстановления здания. Объявление с одной стороны озадачило, а с другой – обнадежило жителей. Поэтому к двум часам дня в актовом зале музея имени Горького собралось примерно четыре десятка слушателей.
С десятиминутным опозданием на трибуне появился некто Вячеслав Шестаков, нанятый ОАО «Городская стоматология». Для начала он попытался «оглушить» слушателей количеством своих регалий: «Я кандидат философских наук, эксперт ЮНЕСКО по музейному менеджменту, эксперт Росохранкультуры по культурным ценностям. Мне доверено заниматься этим историческим зданием, и я вас заверяю, что буду действовать только в рамках закона».
Далее господин Шестаков в течение получаса демонстрировал публике свои познания в истории. Поведал о том, кто построил дом и когда, кто его сделал памятником и, наконец, дал присутствующим справку, что же по закону считается памятником. Чем дальше представитель стоматологов углублялся в историю, тем сильнее защитники «дома Маяковского» сжимали кулаки и зубы.
Гром грянул, когда докладчик, наконец, озвучил главную свою мысль: объект культурного наследия находится в аварийном состоянии и поэтому – опасен. Из зала посыпались возмущенные возгласы:
«Так ведь сами руководители стоматологии намеренно его развалили!»
«Думаете, навешаете здесь лапши на уши и все?»
«Когда начнете говорить о том, зачем мы все собрались?»
«Почему на слушания не явилось само руководство «Городской стоматологии»? Боятся народного гнева?»
Собственно, ответов на эти вопросы у эксперта никто не требовал, и слово взяла Илюзя Бахтиярова – жительница дома, расположенного по соседству с памятником.
«Здесь должны проходить не общественные слушания, а судебные разбирательства, – заявила Илюзя Бахтиярова. – Мы надеемся, что конец беспределу, который происходит, положит городская прокуратура. Которая сейчас, кстати, занимается проверкой нашей коллективной жалобы».
На помощь к Шестакову бросился представитель строителей. Жителям он не понравился с первой же фразы.
«Другие строители приходили к нам и предлагали снести этот «дом Маяковского» за ночь. Но мы их прогнали. Мы же действуем в рамках закона», – заявил строитель, назвавшийся Тухбаровым.
«Значит, вы будете сносить памятник долго и по частям!» – молниеносно сделали вывод в зале.
Тухбаров и Шестаков попытались перевести стрелки. Обвинив во всем министерство культуры РТ. Мол, чиновники до сих пор не дали разрешения на начало восстановительных работ.
«Зачем вы сваливаете все на министерство?! Мы ваших документов в глаза не видели! – поднялась из зала представитель министерства культуры РТ Светлана Шарипова. – Мы два года пытаемся заставить ОАО «Городская стоматология» подписать охранные обязательства на здание. Но фирма игнорирует требования, как игнорирует и приглашения различных ведомств на проверку состояния здания!»
Затем в поднявшемся общем гвалте уже было невозможно разобрать содержание реплик и криков. Всё смешалось в актовом зале музея имени Горького. Четким было лишь понимание того, что участники «публичных слушаний» так и не пришли к общему знаменателю.
Очередные публичные слушания в Казани едва не переросли в судебные. Самосуд готовы были устроить жильцы 27 дома по улице Дзержинского. До крайней точки кипения их довели представители ОАО «Городская стоматология». Накануне в здании Литературно-мемориального комплекса имени