Отклоненный Госдумой РФ законопроект о переводе транспортного налога в топливные акцизы продолжает будоражить умы российских законотворцев. Очередной проект «инновации» транспортного налога поступил на днях от Минпромторга, точнее, от департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. По их версии, налоги следует увеличить для владельцев тех машин, которые не соответствуют экологическим показателям. И наоборот: более чистый выхлоп авто налог снизит.
Мы уже писали, что депутаты Государственной думы отклонили законопроект об отмене транспортного налога. Отказ включить налог в стоимость бензина они объяснили тем, что есть покупатели бензина для бензопил, электрогенераторов и систем отопления загородных домов. Они, соответственно, по дорогам не ездят и платить лишнее не обязаны.
Теперь же нас пытаются впихнуть в тиски экологических требований. Как заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов, они предлагают ставку налога сделать зависимой от экологического класса автомобиля. То есть чем грязнее выхлоп от машины, тем больше станет платить владелец.
Что это значит для рядового автовладельца? А то, что все старые автомашины вынуждены будут встать на прикол – их владельцев обяжут платить по повышенной ставке! Не хочешь – покупай новую машину. Вот только вопрос – где деньги взять? Владельцев дорогих иномарок закон тоже коснется – они будут платить меньше. То есть бедные станут беднее, богатые, соответственно, богаче.
Инициатива Минпромторга предельно понятна – они хотят таким образом стимулировать обновление парка автомобилей – класса Евро-4 и Евро-5 (российские марки пока тянут только на класс Евро-3). По всей видимости, упор делается на новые машины российской сборки – Renault, Toyota, Ford и других. Аналитики поясняют, что такой подход может стать стимулом для развития производства автомобилей, услуг сервиса. Например, эксперт компании «СКБ Контур» Алексей Смирнов заявил агентству РИА «Новости», что раз новые автомобили более безопасны для всех участников движения, то это способствует снижению аварийности и смертности на дорогах. Кроме того, новый транспорт экологичен.
Это понятно, но что делать людям, у которых элементарно нет денег на новый автомобиль, пусть и местной сборки? Они ведь покупают старье не потому, что не хотят нормальные машины, они просто не могут заплатить больше! Идея Минпромторга может выйти боком и для предприятий. Возьмем для примера наши автобусы. Ну вы поняли какого цвета. Если для них налог повысят, то кто его компенсирует? Правильно – пассажиры. Кроме пассажирских перевозок, подорожают и грузовые. Соответственно, скакнет цена на продукты. Кто станет их покупать? Да мы с вами! То есть втянутыми в этот «доильный» процесс окажутся все. Кроме владельцев дорогих иномарок премиум-сегмента.
«Российское правительство, очевидно, всерьез озаботилось проблемой экологии, – комментирует происходящее управляющий фондом «Финам Нефтегаз» (УК «Финам Менеджмент») Роман Беседовский. – Об этом свидетельствуют, в частности, недавние предложения повысить экологические штрафы для промышленных предприятий и ставки транспортного налога для автомобилей – «загрязнителей» окружающей среды. Проблема плохой экологии – это реальная проблема для России, и необходимы комплексные меры для ее решения, что, в принципе, власти и пытаются сделать. Но, конечно, привязывание ставки транспортного налога к экологическому классу автомобиля существенно ухудшает положение владельцев «автохлама». В таком случае есть все шансы для того, что население обратит внимание на недорогие российские автомобили и иномарки отечественного производства, более экологичные по своей технической начинке. Этому в том числе будут способствовать и различные стимулирующие программы, такие как утилизация и субсидирование процентных ставок по автокредитам. Это нормальная практика».
Нормальная, да. Но, как говорит аналитик, проблема в том, что многие не имеют финансовой возможности сменить автомобиль на более современный – соответственно, есть риск увеличения доли неплательщиков транспортного налога, администрирование которых и сегодня не на самом высоком уровне. Однако в целом число таких граждан не будет очень существенным исходя из эффективности фискальных органов и относительно небольшой доли откровенных «развалюх» в российском автопарке.