к обучению водителей и сдаче экзаменов вступили в силу. Автошколы были готовы к этим изменениям, однако мнения, что называется, разделились. Вполне возможно, что через некоторое время пойдет «обратный отскок» и цены на обучение поднимутся. Некоторым автошколам вообще грозит закрытие.
Самое спорное, но узаконенное новшество: автошкола должна потратить дополнительные часы на доучивание курсанта, если ученик три раза провалит водительские экзамены. Правда, обучение начнется не сначала. На устранение недостатков должно быть выделено не менее 5 часов. Законодатели таким образом переложили ответственность за слабую подготовку с самого обучающегося на автошколу. По мнению некоторых экспертов, часто автошколы по своему усмотрению сокращают количество обязательных занятий. Да и базы, которую должна теперь иметь каждая школа, практически нет ни у кого.
«Я считаю, что это правильно, – комментирует исполнительный директор Федерации автошкол РТ Людмила Стукова. – Таким образом автошколы принудят более внимательно относиться к процессу обучения. Для того чтобы не доучивать бесплатно своих же нерадивых выпускников, они будут вынуждены работать по всем правилам, не сокращая часы, рассматривать все вопросы и подходить индивидуально к каждому».
Понятно, что любой человек имеет право выбора: идти ему учиться в оборудованную по всем правилам и оттого дорогую школу или направиться в полулегальное, но зато дешевое учреждение. Там, кстати, по рассказам самих выпускников, не учат, а буквально натаскивают на сдачу конкретных тестов, раз за разом заставляя зазубривать экзаменационные билеты. Потому, кстати, и количество ДТП, в которые попадают недавно отучившиеся, растет. Сейчас, по статистике, 40% всех аварий совершают водители со стажем до одного года.
Однако мнения по этому вопросу разделились. «Я категорически не согласен с тем, чтобы бесплатно доучивать бездельников, – говорит руководитель Казанской государственной автошколы Алексей Тимофеев. – Это все равно, что когда студент в вузе завалит экзамен, его станут переучивать бесплатно. Абсурд. Почему этот закон относится только к автошколам? Мы такие же учебные заведения, как и все остальные, и не надо нас делать крайними».
По другим вопросам, затронутым в законе, разногласий не было. В частности, это касается сдачи экзамена на АКПП. Теперь это стало возможно, но у водителя в правах будет стоять специальная отметка. За руль машины с «механикой» садиться ему будет запрещено.
«Дело в том, что методика обучения и механика вождения на автомобилях с автоматом и без отличаются, – пояснила Людмила Стукова. – Соответственно, и подход изменился. В законе это отражено, и будущим водителям придется учитывать этот нюанс».
Конечно, чтобы воплотить в жизнь все новшества, автошколам придется постараться. Изменить различные нормативные документы и раскошелиться на приобретение специального оборудования. Кто то потянет, а кто-то и нет. Выход может быть найден в объединении. Возможно, что понравится это не всем. Например, для автошкол вводится добровольная аккредитация, после которой они и сами смогут проводить экзамены для своих учеников. Но для этого нужен автодром со специальными автоматизированными системами, а это весьма дорогое удовольствие. Таких в России действует лишь около полутора десятка.
Самое, пожалуй, нереальное требование, отраженное в законе, – «обеспечение регулярного опубликования на официальных сайтах органов управления ГИБДДМВД РФ в сети Интернет перечней экзаменационных подразделений с указанием по каждому из них статистики ДТП, совершенных по вине неопытных водителей».
Однако нам не впервой видеть на бумаге законы, которые к реальной жизни не имеют практически никакого отношения.