На проведении референдума в масштабах страны настаивают российские обманутые дольщики. Идея акции, в ходе которой все пострадавшие от недобросовестных строителей люди смогут озвучить своё мнение, принадлежит общественному движению «Однодольщики». Референдум, считают в движении, должен наконец подсказать государству, какой помощи от него ждут обманутые дольщики.
«Однодольщики» поинтересуются у товарищей по несчастью, ждут ли те помощи от государства. Сейчас инициативная группа готовит необходимые документы, а также регистрируется в качестве всероссийской общественной организации.
Участники движения начнут собирать подписи россиян в поддержку общероссийского референдума в случае, если власть не рассмотрит «надлежащим образом» концепцию помощи обманутым соинвесторам, которую разработали активисты «Однодольщиков». Документ предполагает приостановку банкротства застройщиков на всей территории страны – чтобы недостроенное жильё не попало в конкурсную массу.
Кроме того, инициативная группа настаивает на создании нового федерального органа, который вплотную занялся бы решением проблем соинвесторов. Готово даже звучное название – Агентство по реструктуризации долгов инвестиционно-строительных организаций (АРИСО). Расследовать же все махинации, сопряженные со строительством жилья, должен, по мнению дольщиков, единый штаб, созданный в главном следственном управлении следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (ГСУ СКП РФ).
Если же эти предложения будут проигнорированы властями, референдум обманутых дольщиков состоится. Россиянам зададут три вопроса: должно ли помогать государство на федеральном уровне в решении проблем соинвесторов, требуется ли создание единой следственной группы при СКП РФ для эффективного розыска похищенных средств дольщиков и нужно ли создавать федеральное агентство для помощи тем, кто уже попал в беду, а также для дальнейшего контроля деятельности застройщиков.
Согласно закону о референдуме инициативная группа, которая затеяла опрос, должна иметь региональные подгруппы численностью по 100 человек в половине субъектов РФ и собрать два миллиона подписей за проведение референдума. «Однодольщики» не сомневаются, что им удастся выполнить необходимые требования. «Дольщики есть во всех субъектах РФ. Сто человек – это один проблемный дом, даже меньше... Недостроенных домов в России больше тысячи. У каждого обманутого есть друзья, родственники, коллектив на работе, которые сочувствуют и недоумевают, как такое могло случиться», – подчеркивается в пресс-релизе «Однодольщиков».
Татарстанские дольщики с энтузиазмом восприняли идею референдума. Корреспонденту 116 metrov.ru даже искать их не пришлось. Обманутые соинвесторы вчера, по сложившейся традиции, собрались на площади Свободы – перед зданием кабинета министров РТ.
Народ негодовал. Кабмин безмолствовал. По заверениям самих дольщиков, никто из республиканских чиновников для беседы к ним так и не вышел.
Движение «Однодольщики» образовалось из одноименной социальной сети. Интернет-сайт объединил пострадавших соинвесторов со всей России. В настоящее время там собрана информация о 250 замороженных жилых объектах 100 строительных организаций, в которых квартиры приобрела 31 тысяча семей.
«Только мелкие чиновники выходили и переписывали лозунги! – возмущается дольщик Вячеслав Вешняков. – Общероссийский референдум, безусловно, нужен! Ведь это наконец привлечёт к нам внимание. Без конца выходим с плакатами и требуем, требуем, а все наши требования игнорируются!»
«Пусть проводят референдум, и мы обязательно в нём будем участвовать, – соглашается Рузалия Гафиятуллина. – Мы считаем, что отвечать за все эти махинации и проделки строителей должно государство. Государство должно было осуществлять хоть какой-то контроль!»
Вешняков и Гафиятуллина – дольщики печально известного ЗАО «Защита». Дом, квартиры в котором они оплатили уже на 100 процентов, так и стоит недостроенный. И хотя власть в лице Государственного жилищного фонда РТ протянула дольщикам руку помощи, помощь эта далеко не безвозмездна.
«Несколько лет назад перед нами вот здесь, на этом самом месте, стояли крупные чиновники и обещали: «Вы ни копейки не заплатите!» А теперь выясняется, что мы должны платить за свои квартиры второй раз», – негодует Гафиятуллина.
«Мы обманутые в квадрате. Сначала обманул Казаков, потом – государство, – подытоживает Вешняков. – А договор социальной ипотеки лично я до сих пор не подписал. Поскольку многие его условия мне непонятны. Не определено даже точно, сколько еще придётся доплачивать. Мы заплатили 100 процентов, а теперь еще раз придется заплатить почти столько же! И смысл в этом строительстве для нас? Мы согласны внести еще какую-то часть, до 30 процентов. Больше не имеем возможности. И так уже вложили всё, что могли. Мне, например, квартиру пришлось продать, чтобы улучшить свои жилищные условия. И что получилось? Ухудшил!»