Старые грузовики в ближайшее время тоже станут отправлять в утиль. Глядя на успешно реализуемую программу утилизации ветхих легковушек, Минпромторг решил повторить программу, но уже для большегрузов. Планируется, что на проведение новой программы будет потрачено 3 миллиарда рублей. Старт ее намечен на 2011 год.
Директор КАМАЗа по маркетингу Ашот Арутюнян рассказал газете «Ведомости», что 30 июня на совещании в Минпромторге РФ менеджерам ГАЗа, КАМАЗа, ЗИЛа и автобусного завода «Волжанин» были предложены два варианта программы. Согласно первому хозяевам старых грузовиков сертификаты будут выдаваться в том же порядке, как и с легковыми автомобилями. Согласно второму – большегрузы старше 28 лет запретят эксплуатировать, а их владельцам на покупку новых машин предоставят значительные скидки. Пока за основу принят второй вариант, но это ущемляет интересы некоторых производителей. В частности, такие условия максимально подходят для КАМАЗа, но не учитывают наличие среднетоннажных автомобилей. Да и вообще, большегрузов старше 28 лет, кроме камазовских, ни у кого нет.
«Мы предоставили в правительство России свои собственные соображения по утилизации своих грузовиков, – пояснил директор департамента ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью Олег Афанасьев, – и в этом нет никакого подвоха. Мы выяснили, что у нас по дорогам до сих пор ездят тридцатилетние грузовики. Продать их практически невозможно. Да и согласно правилам эксплуатации автомобилей, они не попадают даже в категорию Евро-1. А по программе утилизации за такой грузовик владелец сможет выручить определенные деньги».
Предполагается, что размер компенсации за сданный в переработку грузовик составит от 60 до 350 тысяч рублей – в зависимости от типа машины.
«Скорее всего, программа будет успешной, отмечает аналитик ИК «ФИНАМ» Юлия Голышева. – Грузовой автопарк в стране, действительно, преимущественно старый, поэтому интерес владельцев сдать автохлам и приобрести со скидкой новую технику, очевидно, будет высоким. Несмотря на более высокую стоимость компенсации по сравнению с легковыми автомобилями, количество грузовиков, участвующих в программе, будет на порядок меньше, соответственно, и расходы государства на данную стимулирующую меру вряд ли будут существенными. Запуская программу утилизации, государство одновременно решает несколько ключевых задач, прежде всего, поддержки автопрома и экологии».
По мнению эксперта, никакого расслоения между крупными и мелкими частниками –владельцами грузовиков быть не должно. Хотя доля частников будет существенно меньше. По оценкам экспертов, денег должно хватить всем. К тому же, очевидно, государство будет ревностно относиться к потенциальному риску «отсеивания» частников, поэтому постарается не допустить такого развития событий.
Заместитель генерального директора ООО «КАН-Авто» Сергей Чернов вообще выразил мнение, что, как и в случае с утилизацией легковушек, самым успешным регионом в этой программе выступит Татарстан. Здесь доля КАМАЗов на душу населения наиболее высока, да и до перерабатывающего предприятия буквально рукой подать.
«В республике очень много КАМАЗов, поэтому программа будет пользоваться успехом, – объясняет Чернов. – Не секрет, что на заводе произошло обновление модельного ряда, значит у водителя будет более широкий выбор. Ну а если КАМАЗы снова станут нарасхват, изменится и социальная обстановка в Набережных Челнах. Я считаю, что подготовка такой утилизационной программы благоприятна для и для Автограда, и для республики в целом.