Наверное, нет такого водителя, который ни разу не обращался за помощью в автосервис. И, соответственно, которого там не «нагрели» хотя бы по мелочи. Может быть, найдутся такие, кто, досконально зная состояние всех агрегатов своего железного коня, сможет грамотно подойти к этому вопросу. Но, думается, таких единицы. Что должен знать автовладелец и к чему готовиться?
Вообще, за примером далеко ходить не надо. Автору этих строк самому приходилось ощущать некоторую растерянность от уверенных заявлений мастеров авторемонта, что дескать «здесь если начать смотреть, все менять надо». Поэтому самое первое, что по приезду в бокс навязывают мастера – полная диагностика. Заметим, что чаще всего она бывает безрезультатной. Однако этот прием «развода» используется, когда человек обращается в автосервис с незначительной проблемой, характер которой он определить не может. Ну, не так ведет себя машина, а почему – не ясно.
«Однажды моя машина перестала реагировать на резкое нажатие на педаль газа, – рассказывает жительница Казани, владелица автомобиля Daewoo Matiz Ирина Белова. – Кое-как доехала до дилерского сервиса, где машину продержали двое суток, сделали полную диагностику, но неисправность так и не устранили. Только денег содрали – 700 рублей. Поехала еще на один, так там мастер почти 12 часов не отходил от машины, но сделал. Правда, так и не смог ответить на вопрос, «что же это была за неисправность». Честно признался, что сам не понял. Денег взяли всего ничего – около двухсот рублей. Вот я и думаю, а за что же я платила в первый раз?»
Что можно посоветовать в этом случае: если уж вы оплатили диагностику, потребуйте четкого определения неисправности (либо возврата уплаченной суммы). И требуйте заносить все виды работ в ремонтную карту. Без этого документа вы ничего никому не докажете.
Еще один способ отъема денег у клиента – выявление в процессе диагностики несуществующих неисправностей. Водители рассказывают, что частенько это сопряжено с подменой отдельных деталей и узлов автомобиля. Стоит автовладельцу отлучиться на пять минут, как в его автомобиле вдруг обнаруживаются изношенные или сломанные детали. Поэтому лучше приехать в автосервис вдвоем с товарищем и не оставлять на время диагностики автомобиль без присмотра!
«У меня родственник однажды на совершенно новой машине поехал на замену масла, – говорит житель Казани, частный предприниматель Сергей Костин. – В машинах он был полный профан, и его развели там практически на капремонт двигателя. Отдал он где-то около 24 тысяч рублей. Ну, он богатый, его это не расстроило. Но каковы наглецы в этом сервисе?! После пары наводящих вопросов поняли о нем все и буквально раздели. Небось, до сих пор над ним смеются».
Действительно, еще один распространенный способ отъема денег у незадачливых автовладельцев – навязывание дополнительных или «ненужных» услуг. Например, когда в действительности требуется замена или промывка датчиков электронного блока управления, а клиенту навязывают заодно и его «прошивку», поскольку факт мошенничества здесь установить практически невозможно. Или когда причина неисправности кроется в тормозных колодках, автовладельцу вполне могут навязать замену тормозных дисков. А вместе с заменой масла – новые маслосъемные колпачки, регулировку клапанов и фаз газораспределительного механизма. Однако стоит знать, что навязанные работы клиент по закону может и не оплачивать.
Про банальное воровство и замену старой детали на старую вместо новой стоит ли упоминать? Это уже не самый интеллигентный способ обмана и, скорее всего, используется в совсем уж «отмороженных» сервисах. Чтобы избежать такой неприятности, не оставляйте свою машину. По крайней мере в непроверенных автосервисах. Запчасти покупайте сами, не доверяя это автомеханикам. Да и вообще, во избежание неприятных разговоров не забывайте в машине на время ремонта никаких ценных вещей.
«Когда мы у себя ремонтируем машины, то в обязательном порядке позволяем клиенту присутствовать и своими глазами видеть весь процесс, – говорит директор автосервиса «Рамин Авто» Эдуард Матухнов. – Это самое важное правило, исключающее возможность любых махинаций и манипуляций. Кроме того, на свою работу мы даем гарантию, сравнимую со сроком службы авто. На детали гарантию не даем – это делает завод-изготовитель. Могу посоветовать автовладельцам выбирать такой сервис, где допускают в ремзону или хотя бы дают возможность наблюдать за процессом. Хотя самая главная «панацея» от обмана – знания об устройстве собственной машины. Тогда и не будет у ремонтников соблазна приписать машине ложные неисправности».
Получается, что платит больше тот, кто меньше разбирается в собственной машине. Таких водителей называют «наездники». И хотя от обмана не застрахован никто, все же нелишним будет напомнить: прежде чем отдавать машину в чьи-то умелые ручки, позовите специалиста, пусть даже за деньги, пусть он посмотрит и все вам разъяснит. Ну на сервисе и сами не теряйтесь: всегда требуйте возврата замененных деталей вашего автомобиля, избегайте сервисов, где не заключают договоры и не дают гарантию. Также не стоит обращаться за помощью к тем, кто предлагает ремонт и обслуживание машин любых марок. Отсутствие специализации – признак непрофессионализма. В случае поломки не торопитесь с выбором автосервиса – обязательно выслушайте мнение хотя бы двух-трех специалистов.
«Я скоро уйду из этого бизнеса – признался в частной беседе один из менеджеров казанского автосервиса на условиях анонимности. Не хочу всю жизнь людей обманывать. Есть, в конце концов, и более честные способы зарабатывания денег».
А есть и просто честные люди, добавим мы. Ровных дорог, движения без поломок и удачи на дорогах!