Передать процедуру государственного технического осмотра автомобилей в частные руки решила Госдума РФ. Депутаты приняли в первом чтении закон «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств» в новой редакции. В ГИБДД пока решают, как осуществлять контроль соответствия агрегатов автомобиля своим номерам, а эксперты опасаются злоупотреблений со стороны коммерсантов.
Для того чтобы сразу стало все понятно, депутаты решили переименовать ТО из государственного в обязательный. Авторы законопроекта пояснили, что «ТО превратился в серьезную проблему для автомобилистов, что совсем неудивительно в условиях почти полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в организации и проведении техосмотра».
По статистике в России более 63,3% автовладельцев уклоняются от официальной процедуры прохождения ТО – они попросту покупают талон техосмотра в соответствующих структурах. Обычно это делается «по знакомству».
«Водители сталкиваются с массой проблем – начиная с огромных очередей и часто необоснованных придирок к техническому состоянию автомобиля и заканчивая вымогательством в чуть более завуалированных формах, – заявил «Газете.Ru» один из авторов инициативы, депутат Руслан Кондратов. – После такого «техосмотра» нет никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль, тем более что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечают за последующее техническое состояние машины».
Предполагается, что с принятием закона бумаг, которые нужно предоставлять для оформления, будет меньше. Документ, удостоверяющий личность, водительские права, свидетельство о регистрации ТС. Ну и доверенность, если водитель не собственник авто. Полис ОСАГО и медсправка для техосмотра требоваться не будут.
Кстати, кое-где на Западе вообще не существует такого понятия, как талон техосмотра. Правозащитник Александр Лысаков считает, что и у нас можно было бы тоже отменить этот документ. Взамен он предлагает ввести личную персональную ответственность водителя за состояние машины.
«Окончательно закон не утвержден, поэтому говорить сейчас о том, что будет с техосмотром, можно только умозрительно, – говорит начальник отдела технического надзора и регистрационной работы УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов. – В принципе, у нас в Татарстане процедура прохождения техосмотра находится в руках частной компании. В свое время проводился тендер на эти работы, его выиграла компания «Таттехконтроль». Сотрудники ГИБДД параллельно с ними, находясь на территории предприятия, осуществляют номерной контроль агрегатов и кузовов, проводят контроль за документооборотом. Что произойдет, если сотрудников милиции не допустят на территорию предприятия, пока сказать не могу. Наверно, будем искать новые способы контроля за угнанными машинами и перебитыми номерами. На стационарных постах, например».
Как пояснил Рамазанов, процедура техосмотра будет переоценена, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны коммерсантов. А ГАИ станет свою контролирующую функцию нести в другом месте. По крайней мере в законе предусмотрен переходный период, когда будут существовать параллельно старые подразделения и новые, получившие лицензию на проведение техосмотра. Что касается цены ТО, то, возможно, она будет регламентирована государством.
«Сам факт того, что техосмотр будут осуществлять автосервисы, скорее, позитивен, – комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, – ГИБДД таким образом фактически избавляют от исполнения непрофильных функций, передав выполнение этой задачи квалифицированным специалистам. Правда, государству необходимо четко регламентировать порядок прохождения техосмотра автомобилей, позаботившись не только о том, чтобы автосервисы не выдавали талоны ТО «в серую», но и о том, чтобы стоимость их услуг не возросла ощутимо относительно текущего уровня при повышении качества самой процедуры. На мой взгляд, чтобы новая схема работы оказалась эффективной, необходимо разработать жесткие правила, по которым бы работали исключительно авторизованные сервисы, а не все подряд. За ГИБДД (либо другой структурой) можно было бы оставить координаторскую функцию за работой автосервисов в данном направлении».
По мнению эксперта, в передаче процедуры ТО из ГИБДД в автосервисы есть много плюсов. Это сокращение очередей, снижение доли «липовых» ТО (которые часто возникают из-за тех же очередей), более высокое качество технического осмотра.