На сайте правительства опубликованы изменения в Правила дорожного движения. Помимо того, что введены новые понятия, есть поправки в правила проезда перекрестков с кольцевым движением, выезда на встречную полосу, уточнены правила пропуска пешеходов на нерегулируемых переходах и по-новому трактуется расстановка сил между разметкой и знаками.
Еще в феврале Кирьянов сообщил о том, что в ближайшем будущем нас ожидают нововведения в ПДД. К маю все поправки были согласованы с министерством транспорта и 10 мая утверждены постановлением правительства.
Во-первых, «Общие положения» дополнены новыми понятиями. Прежде всего это связано с отсутствием конкретики в некоторых из них и, как следствие, с неоднозначностью понимания.
Например, ввели термин «ограниченная видимость». Водители зачастую проводят аналогии с «недостаточной видимостью», а между тем эти определения несут разный смысл. Последний означает видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобных явлений природы, а также в сумерки. Ограниченность же создается за счет рельефа местности, таких параметров дороги, как, например, резкий поворот, и объектов, препятствующих обзору: растительностью, строениями, различного рода сооружениями или транспортными средствами (крупногабаритный автомобиль, спецтехника и т. д.). При условии что водитель не уверен в безопасности маневра и не может судить о ситуации на дороге впереди себя из-за таких помех, видимость считается ограниченной.
Введение этого термина было обусловлено самими правилами, поскольку в некоторых пунктах это понятие употреблялось, но не разъяснялось. Например, на таких участках запрещено совершать обгон с выездом на полосу встречного движения. Соответственно, без четкой трактовки в случае ДТП из-за ограниченной видимости могли возникать спорные моменты.
Не объяснялось в положениях и понятие «препятствие». Нынешним документом оно определяется так: «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе».
Мало того что этот термин без соответствующей трактовки использовался в самих правилах, но и в КоАП от правильности оценки ситуации, связанной с объездом препятствия, водителю могли назначить абсолютно различные наказания. Например, если выезд на встречку сопряжен с объездом препятствия при наличии других путей объезда (например, есть еще одна полоса движения в том же направлении), то по ст. 12.15.3 КоАП водителю грозит штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей. Если же его нарушение оценивается как часть обгона, то меры уже более суровы – лишение прав от четырех до шести месяцев.
«За объезд препятствия нужно наказывать, – разъясняет заместитель начальника департамента ОБДД МВД России Владимир Кузин. – Например, когда дорога имеет две полосы, и препятствие можно объехать по одной из них, а водитель, чтобы не дожидаться, пока его пропустят, выезжает на встречную полосу. Если препятствие невозможно объехать по-другому, кроме как выехав на встречную полосу, то, разумеется, нужно убедиться в безопасности маневра и объехать его по встречной полосе – это называется "крайняя необходимость". Точно также и инспектора их оценивают».
К крайней необходимости относится объезд ДТП, последствия которого занимают две из имеющихся полос движения в одном направлении. В рамках действующих правил в этом случае водители обязаны до приезда инспекторов самостоятельно организовать объезд. То есть включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки за 15 метров в населенном пункте и за 30 метров до машины за его пределами. Подручными средствами можно обозначить границы объезда, при этом очень важно оградить все сопутствующие аварии факты – следы тормозов, осколки, части автомобиля и т. д. После прибытия на место сотрудники ДПС всю организацию движения возьмут на себя. Если подобными ситуациями пользуются оказавшиеся неподалеку сотрудники ГИБДД и начинают штрафовать водителей за выезд на встречную полосу, то это противозаконно. В отделе пропаганды советуют в этом случае звонить по телефонам доверия ГИБДД.
Кстати, об обгоне. Сейчас это понятие означает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. То есть оно включает в себя и выезд на полосу встречного движения (если не противоречит ПДД), и выезд на другую полосу попутного направления. В изменениях эти нюансы учтены и разведены в двух разных терминах. Теперь «обгон» – это опережение ТС, связанное с выездом на встречку, а «опережение» – это движению с большей скоростью, чем у попутного ТС. Проще говоря, опережение, в отличие от обгона, предполагает перемещение только по полосам одного направления.
Уточнили моменты с выездом на встречную полосу при маневрировании – повороте налево и развороте – на дорогах с двусторонним движением и четырьмя (или более) полосами. Раньше пункт звучал весьма неоднозначно: «на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения». Получалось, что это высказывание вообще не подразумевает маневрирования, хотя на практике это невозможно и не действует – установленные знаки и разметка как раз позволяют это делать. Дополнение опять же расставило акценты вслед за практической стороной вопроса.
Как и обещали, приоритет на перекрестках, обозначенных знаком «Круговое движение» в сочетании со знаками «Уступить дорогу» или «Движение без остановки запрещено», отдали автомобилям, уже находящимся на этом перекрестке. То есть при въезде на такой участок дороги круговой поток считается главным, и въезжающие обязаны уступить ему дорогу. Такая унификация стандартов «под Европу» проведена, чтобы исключить путаницу: как мы знаем, в Челябинске есть различная организация кругового движения. Например, на Свердловском проспекте приоритетом пользуются въезжающие, а на Шершнях или Университетской набережной наоборот – находящиеся на перекрестке.
Помимо этого, водителей обязали круглые сутки ездить с включенными фарами. Если раньше для всех автомобилей это правило действовало только вне населенного пункта, то сейчас и в его пределах, на ряду с маршрутным транспортом, буксирующими ТС, с транспортом, перевозящем детей и т. д. То есть движение без включенных фар или дневных ходовых огней запрещено поправками даже в светлое время суток.
Еще одно уточнение связано с проездом нерегулируемых пешеходных переходов. Теперь водитель обязан снизить скорость или остановиться перед таким переходом, даже если пешеход еще не начал движение, а только вступил на проезжую часть. Следуя существующим нормам, водитель должен уступить пешеходам, если они уже движутся по переходу. Теперь одна нога пешехода на проезжей части в зоне перехода уже означает, что вы должны остановиться или замедлить ход.
С редакцией своим мнением по поводу нововведений поделился автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко: «Допустим, пешеход вступил на проезжую часть. Ранее, если из-за автомобиля пешеход не менял направление и скорость, то считалось, что водитель выполнил свои обязанности – уступил дорогу. Но квалифицировать правонарушение «непропуск пешехода» было очень тяжело. Все сводилось к субъективному мнению инспектора. Теперь все просто. Если пешеход на проезжей части, а водитель не остановился, значит имеется состав правонарушения. Даже если пешеход появился слева на восьмиполосной дороге, водители обязаны останавливаться».
И, наконец, по-другому рассматривается приоритет знаков и горизонтальной разметки, если они противоречат друг другу или разметка неразличима. Главным и определяющим руководством к действию для участника дорожного движения теперь будет являться знак. Если сейчас определяющими перед постоянной разметкой были временная разметка и временно установленные знаки, то теперь каждый знак будет занимать главенствующую позицию.
Не торопитесь покупать новую редакцию Правил дорожного движения. Все упомянутые поправки вступят в силу через шесть месяцев, то есть не раньше ноября, а пока можете освежить в памяти действующие положения, чтобы осенью четко уловить разницу.