Приближается сезон отпусков, и наверняка кто-то уже собирает чемоданы для путешествия в южном направлении. В ожидании туристов президент Абхазии дал поручение главе министерства внутренних дел республики не останавливать машины с российскими номерами без веских оснований. И все для того, чтобы народу отдыхалось спокойнее, особенно тем, кто приехал сюда на собственных автомобилях. Теперь любой татарстанский автомобилист сможет почувствовать себя чиновником с мигалкой – для неприкосновенности достаточно иметь номера с 16 и 116 регионом.
«Я не просто так дал команду министру МВД не останавливать машины с российскими номерами. Ни одной машины. Если увижу или поймаю – сразу выгоню с работы», – пообещал президент республики Сергей Багапш в беседе с российскими журналистами.
Он объяснил свое решение тем, что Россия очень много делает для Абхазии, и республика должна всячески способствовать развитию туризма и привлечению российских граждан.
«Люди приезжают сюда отдыхать и оставляют здесь свои деньги. Эти деньги идут в бюджет и на зарплату сотрудникам МВД. Нужно помогать гражданам – в этом смысл работы сотрудника МВД, а не в том, чтобы из-за поворотника драть 200-300 рублей. С этим нужно бороться», – уверен глава Абхазии. Между тем за серьезные нарушения, которые повлекли за собой ДТП, российских граждан будут наказывать «по всем законам».
По статистическим данным, собранным Академией наук Абхазии и Центром стратегических исследований при президенте республики, для 81,6% посетивших республику в 2009 году туристов решающим аргументом при выборе места отдыха стали рекомендации родственников, друзей и знакомых. При этом большинство приезжих были из таких экономически благополучных российских городов, как Москва, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. В принципе это и неудивительно: к ним курортная зона территориально ближе и на машинах добраться к побережью особого труда не составляет.
Ездят отдыхать в Абхазию и казанцы, причем многие из них – на собственных автомобилях.
«Практически каждый год я выбираюсь к Черному морю, – рассказывает профессиональный водитель Андрей Грехов. – В основном это направление – Сочи, но в Абхазии я тоже бывал не раз. Отмечу, что там очень уважительное отношение к российским водителям даже на автомобилях с местными номерами, чего о наших инспекторах не скажешь. Их как будто отправляют в командировку на федеральные трассы южного направления в сезон отпусков, и начинается непрерывный поток денежных поборов с водителей».
Андрей привел занятные примеры общения с «южным» ГИБДД. К примеру, в Ростовской области есть весьма спорные участки обгона с постоянно меняющимся количеством полос в обоих направлениях, причем запрещающие знаки там стоят буквально друг на друге. Местные гаишники устанавливают в этом районе камеры дальнего слежения и с расстояния 300 метров пытаются выловить водителей, пересекающих то одну, то другую зону обгона. Естественно, доказать свою правоту им невозможно, да и не хочется портить «отпускное» настроение и тратить драгоценное время на разбирательства.
«Инспекторы фактически ставят ультиматум: либо права, либо деньги, – продолжает водитель. – Естественно, все стараются «договориться». Но тариф, в зависимости от машины, для каждого свой. К примеру, я ехал в свое время на Ford Mondeo 1996 года выпуска – с меня взяли 500 рублей, мой товарищ на годовалой Audi A6 попался буквально на другой день и тому же инспектору – ему предложили отдать тысячу».
Здесь же, в Ростовской области, есть еще одна особенность – при отсутствии знаков пересечения дорог действие запрещающего знака под номером 3.20 («Обгон запрещен») продолжает распространяться и на участок после перекрестка, хотя это противоречит ПДД. По крайней мере местные инспекторы ДПС стерегут водителей после перекрестка и ждут «договоренностей».
О жажде наживы у дэпээсников рассказал нам еще один путешественник, который в свое время не попал в Абхазию из-за теракта в республике: власти тогда просто перекрыли границы. По пути к морю машину остановили на Цимлянском посту (кстати, это не единичный случай) и начали осматривать автомобиль вдоль и поперек в поисках «чего-нибудь интересного». Цеплялись здесь буквально к каждой мелочи, а основная претензия – выцветшая печать на талоне техосмотра, которую они якобы не могли рассмотреть! Водители «договариваются» и здесь. Тарифы опять же разные: по словам нашего собеседника, от 2 тысяч рублей и выше.
Иногда сотрудники Госавтоинспекции патрулируют в обычных «гражданских» машинах, чтобы «под прикрытием» поймать нарушителя на месте преступления.
В общем, останавливают машины на протяжении всего пути к югу, ведь туда люди едут еще с деньгами, а вот на обратном пути можно рассекать практически без проблем: карманы-то пустые!
Что касается дорог в Абхазии, то, по словам бывавших в этих краях, они не хуже и не лучше наших, но вот с местными водителями надо быть осторожными.
«Я сама часто езжу в Абхазию, – рассказывает автоледи Ольга Пенькова. – Опасность представляют в основном молодые люди, которые гоняют по дорогам, в том числе по серпантинам, на больших скоростях. Многие из них – с купленными правами, а за руль часто садятся после того, как выпьют. Не исключено, что можете встретить и «покурившего» водителя. А еще интересное наблюдение – это добровольное пожертвование денег местным сотрудникам ГИБДД. То есть водители сами останавливаются и предлагают энную сумму, от которой инспектор в свою очередь не отказывается».
Осторожно стоит относиться и к местным заправкам, которые продают топливо по сниженным ценам. К югу стоимость бензина, по словам Андрея Грехова, и так уменьшается, поэтому экономить здесь не стоит. Лучше проехать до стационарной фирменной АЗС, вроде ЛУКОЙЛа, и залить бензин там, чем потом сливать непонятную жидкость из бака, которую вам продали как АИ-92.
Между тем в Российском союзе туриндустрии считают, что число отдыхающих в Абхазии россиян будет расти. В прошлом, кризисном году эта республика была единственным направлением, которое не подвело операторов.
«Для многих Абхазия связана с детскими воспоминаниями, ностальгией по советским временам. Поэтому абсолютно неважно, штрафуют там за мелкие нарушения ПДД или нет», – рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина изданию Gzt.ru.
В то же время она усомнилась в том, что официальное разрешение безнаказанно нарушать правила движения станет хорошей рекламой отдыха в Абхазии и привлечет значительное количество туристов из России.
«Подобную инструкцию можно было дать не публично, в виде внутриведомственного распоряжения для гаишников. А так получилось как-то не совсем прилично», – добавила Тюрина.
В целом к российским автомобилистам на территории Абхазии и так относились лояльно, но безнаказанность за правонарушения – не самый лучший способ создать репутацию республике как беззаботного края. В открытую давать волю не соблюдать правила ПДД слегка напоминает заявление Нургалиева, после которого на ГИБДД обрушился вал неприятных событий. Тем паче, что из рассказов опытных туристов южного направления, отчетливо прослеживается мысль – чтобы попасть в заветный абхазский рай, нужно еще пережить все перипетии на российских дорогах. А для автомобилистов этому длинному пути должны соответствовать и суммы, отведенные специально «под штрафы». В ближайшее время трасса «Дон» может стать платной, поскольку перешла с 1 мая в управление «Автодора», следовательно, расходы на дорогу можно увеличивать еще в пару раз.