Авто Запрет на бензин Аи-92 – абсурд!

Запрет на бензин Аи-92 – абсурд!

Минэнерго готово снять ограничение на производство бензина Аи-92. Напомним, с 2011 года выпуск бензина класса «Евро-2», к которому и относится 92-й, нужно было прекратить, поскольку в соответствии с существующим техрегламентом с января 2011 в России насту

Минэнерго готово снять ограничение на производство бензина Аи-92. Напомним, с 2011 года выпуск бензина класса «Евро-2», к которому и относится 92-й, нужно было прекратить, поскольку в соответствии с существующим техрегламентом с января 2011 в России наступает эра тотального «Евро-3». Кстати, Некоторые аналитики считают этот запрет абсурдом.

Тонкость в том, что документ «О требованиях к автомобильному топливу...» напрямую соотносит его экологический класс с октановым числом. К примеру, бензин класса «Евро-3» не может иметь октановое число менее 95 единиц. Таким образом, всероссийский переход на топливо этого экологического класса, с одной стороны, автоматически перечеркивает возможность заливать 92-й в свои машины, а с другой – продавать самый ходовой бензин на заправках.

Первоначально эта норма была утверждена правительством в 2008 году, причем бензин стандарта «Евро-2» (по этой норме Аи-92) должен был исчезнуть уже к 1 января 2009 года. Естественно, за несколько месяцев пережить столь глобальные изменения нефтеперерабатывающий комплекс страны не мог. Тогда замминистра финансов Сергей Шаталов согласился, что переход на новые стандарты в оговоренные сроки физически невозможен. В связи с этим правительство решило отвести топливным компаниям еще два года – до конца 2010. Соответственно перекроили график запретов и на бензин с более высоким октановым числом: производить топливо класса «Евро-3» разрешили только до конца 2011 года, а «Евро-4» – до конца 2014 года. И если еще месяц назад чиновники отказывались от очередного пересмотра установленных сроков, то сейчас заместитель главы департамента по переработке нефти Минэнерго Павел Карчевский подтверждает: «Мы готовы рассмотреть вопрос об исключении из техрегламента требований по октановому числу. Это не предполагает больших изменений, думаю, в мае мы сможем это подготовить».

Примечательно, что когда принималось решение о запрете на производство Аи-92, чиновников смутили только временные препятствия, и они же сподвигли пересмотреть первоначальное решение. А вот всяческие увещевания экспертов о том, что некорректно проводить прямую аналогию между экоклассом и октановым числом, в свое время услышаны не были. Мало того, не учли и состояние автопарка. По данным института нефтепереработки, из 38 млн автомобилей, зарегистрированных на территории России на декабрь 2009 года, 48% старше 10 лет и имеют «нулевой» экологический класс. Такие «престарелые» машины элементарно не приспособлены к использованию высокооктанового топлива. Получается, запрет на «неэкологичный» бензин может вывести из строя фактически половину автопарка страны. Владелец старой «копейки» будет переплачивать за высокооктановый бензин, который его машине не только не полезен, но и вреден. А ведь существует и спецтехника, которой до «Евро-3» далеко. Еще есть автовладельцы, заливающие 92-й в баки вопреки рекомендациям производителей использовать Аи-95. Кстати, причин для такого массового и тотального «нет» в отношении 95-го на практике мы не обнаружили.

«Разговоры о переходе на более качественный бензин идут уже давно, – говорит директор «Татнефтепродукт-Медиа» Тимур Тимуршин. – Вот только не все к этому готовы. Для производства это означает изменения в составе оборудования, то есть материальные вложения. Если взглянуть с другой точки зрения, то у нас полстраны заливают именно 92-й. А военная или специальная техника, которая на 76-м работает? Это ведь стратегический запас, без него тоже никуда».

Если учитывать, что разница в цене между Аи-92 и Аи-95 в среднем по рынку составляет около одного рубля, то владельцу типичной малолитражки с годовым пробегом в 15 тысяч км и «аппетитом» мотора в 8 литров/100 км придется увеличить расходы на бензин примерно на 1200-1500 рублей в год. Но не стоит забывать, что прекращение выпуска 92-го создало бы условия для существенного роста стоимости 95-го. С одной стороны, потребовались бы инвестиции в НПЗ, которые раскидали бы на потребителя, с другой – исчез бы «конкурирующий» вид топлива, а значит, поднимать цены можно было более решительно.

«Автовладельцы отказываются заливать 95-й бензин в основном по той причине, что экономят деньги, – считает Тимуршин, – потому что разницы между ним и 92-м практически нет. 95-й сейчас делают качественно, особенно в Перми и у нас в Нижнекамске. При этом октановое число здесь никакой роли не играет, а раз так, то на первое место и выходит цена продукта».

Радикальных мер стоит опасаться и с точки зрения контрафактной продукции. Не секрет, что и сейчас существуют точки продаж топлива сомнительного качества якобы по «оптовым» ценам. При введении жестких ограничений на более-менее доступный бензин «серое» топливо может составить нелегальную конкуренцию подорожавшему, но зато экологичному бензину. Безусловно, забота об окружающей среде, которая год от года сдает позиции, в том числе и под влиянием растущего автопарка, важна и нужна. Вопрос только в мерах. Ведь по сути и бензин Аи-92 может быть относительно экологичным, поэтому в регламенте, видимо, создадут промежуточную норму – бензин Аи-92, удовлетворяющий нормам «Евро-3» по всем параметрам, кроме октанового числа.

«Евростандарты – это стандарты экологичности, – комментирует аналитик ИК «Финам» Александр Ерёмин. – В низкооктановых бензинах экологичность меньше, поэтому изначально решили сделать привязку к октановому числу. Однако многие НПЗ сейчас производят экологические бензины стандарта «Евро-3» с низким октановым числом. В связи с этим, думаю, что ближе к концу года примут поправки, где привяжут экологичность к вредным примесям. Пересмотр закона в данном случае носит чисто технический характер. Таким образом, вряд ли возникнет проблема с дефицитом топлива с октановым числом в 92 единицы, которое в России в настоящий момент (и в ближайшем будущем тоже) является наиболее популярным среди автолюбителей в силу особенностей национального автопарка».

Фото: Фото Александра ДАНИЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем