В придирках и провокациях обвинил ГИБДД генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию. Кроме обычной коррупции, гаишникам теперь вменяют то, что они искусственно создают ситуации, связанные с появлением необоснованных дорожных знаков и разметок, гонятся за статистикой, используя нечестные методы.
Похоже, что впервые за всю историю службы ГАИ с высокой трибуны было сказано, что гаишникам выгодны нарушения – как и везде в МВД, там действует палочная система. Ее, кстати, внедрил Борис Грызлов, который был министром внутренних дел России с 2001 по 2003 годы. С тех пор в погоне за выполнением плана «выявленных» нарушений, вместо того чтобы заниматься профилактикой, сотрудники ГИБДД все больше и больше выполняют карательные функции. По мнению Чайки, это стало возможным из-за того, что со стороны руководства ГИБДД отсутствует контроль за инспекторами, штат раздут, а многие подразделения часто дублируют функции друг друга.
Ну, по поводу отсутствия контроля со стороны нашего, татарстанского главы ГИБДД можно поспорить. Однако что касается работы и поведения непосредственно инспекторов на дороге, то здесь «возможны варианты». За всеми не углядишь – это раз, и второе – палочную систему для них никто еще не отменял. И тут уже, в погоне за «рейтингом», все средства хороши.
«Недавно мы с подругой шли мимо Казанского кремля, где нас остановил гаишник, – рассказывает жительница Казани Мария Кравцова. – Мы шли по пешеходной зоне прямо рядом со стеной, а сотрудник ГИБДД решил, что мы идем по проезжей части, и хотел на нас выписать штраф. Во всяком случае он пытался нас в этом убедить. Однако мы сказали, что документов не дадим, так как не согласны с его мнением. Сильно настаивать тот тоже не стал, так как, видимо, сам не был уверен в своей правоте. А под конец промямлил, что ему надо план делать...»
«На выезде с парковки «Кольца» недавно появился знак, обязывающий водителей повернуть направо (на Бутлерова), – говорит жительница Казани, автоледи Дарья Ходик. – Большинство водителей не замечает его и поворачивает, как привыкли, напрямую через трамвайные пути. А там, на пятачке, где остановка общественного транспорта, не доезжая до пенсионного фонда, их ждут. Мою подругу обещали лишить прав на четыре месяца, объясняя это тем, что она якобы развернулась по встречке. Хотя в этом месте через трамвайные пути можно разворачиваться беспрепятственно. Даже если бы она нарушила и проехала не по знаку, то там был бы максимум штраф 500 рублей, а с нее содрали 2000 наличными сразу на месте. А это уже вымогательство взятки».
«Три года назад, когда я еще права только получила, подъехала к перекрестку Мавлютова – Бр. Касимовых в крайнем левом ряду, – вспоминает жительница Казани, автоледи Мария Сорокина. – После светофора три потока двинулись, и я, соответственно, тоже. Как ехала в крайнем левом, так и ехала. По проезду перекрестка вдруг совершенно случайно оказалось, что асфальт разрисован новенькой разметкой, причем такой кривенькой, что я оказалась аккурат на встречной полосе. Тут же гаишник палочкой помахал. Отъем прав и штраф на тот момент 500 рублей. Я такая была не одна, останавливали многих. Народ уезжал без прав, но с бумажкой, в которой было прописано нарушение. К слову, через две недели, когда я как раз вернулась из отпуска, разметку уже успели перерисовать».
«На Т-образном перекрестке Дубравная–Зорге с трамвайными рельсами, кстати, после разворота «облизнула» разделительную полосу и тут же была остановлена за выезд на «встречку», – жалуется автовладелица Галина Синицына. – По мнению инспектора, нужно было не «облизывать», а выехать до середины дороги и там уже развернуться. Риск того, что в это время кто-то влетит в бок моей машины, гаишниками почему-то не учитывается. Также ими не учитываются совершенно идиотские знаки на этом перекрестке. Неоднократно я видела водителей, недоумевающе притормаживающих, оглядывающихся по сторонам и пытающихся сообразить, у кого главная дорога, а у кого второстепенная. При мне к инспекторам подошел мужчина и сказал, что только что отняли права у его дочери, и он бы хотел узнать, каким же образом нужно проезжать этот перекресток. На что инспектор ему явно нахамил: "Вот проедьте сами этот перекресток, мы у вас тоже права отнимем и тогда объясним, как было нужно"».
«С провокациями со стороны сотрудников ГИБДД я, к счастью, не встречался, – говорит казанский программист Jean-Marc Gourier. – Правда, совсем недавно что-то похожее было. На перекрестке проспекта Ямашева и улицы Адоратского я проехал на мигающий зеленый сигнал светофора. За перекрестком меня остановил сотрудник ДПС и после осмотра документов спросил, почему это я на чистый красный проехал. Я не грубо, но настойчиво попросил сотрудника объяснить мне, на каких основаниях он утверждает, что я проехал на запрещающий сигнал. Он сказал, что на этом перекрестке светофоры вообще не мигают. Но, видимо, поняв, что сморозил глупость (так как в этом случае я имел полное право проехать на желтый, потому что завершал маневр), настаивать перестал. Однако выписал штраф за грязный задний номер. Здесь я не мог не согласиться – номер действительно был невидим. Я все же отмечу, что в создании подобных ситуаций непосредственно сами постовые виноваты в меньшей степени. Конечно же, нередко на руку сотрудникам играет и недоскональное знание правил водителями, которые нередко и становятся жертвами таких провокаций. Вместе с тем соглашусь, что сами службы создают условия для нарушений. В конце прошлой недели на Оренбургском тракте нанесли дорожную разметку. Сплошной отделили и крайнюю правую полосу для общественного транспорта. Вот только пунктирную линию на подъездах к поворотам направо не нарисовали. Получается, что все водители, которым нужно было уйти на прилегающие улицы, становились нарушителями, так как заезжали на спецполосу. В их числе оказался и я. Правда, сотрудников ГИБДД не наблюдалось поблизости, значит никто остановить не мог. Сегодня эту оплошность исправили: пунктир нарисовали».
Представители ГИБДД встретили речь прокурора болезненно, официального комментария на эту тему от них до сих пор нет. «Слова генерального прокурора России мы комментировать не можем, нет у нас для этого соответствующего статуса», – сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе. Однако на вопрос, что же делать водителю в случае попытки «развода», сотрудники ГИБДД дали исчерпывающую информацию.
«Если водитель не согласен с решением инспектора, то в первую очередь он может выразить это в протоколе административного нарушения, который сотрудник ГИБДД составляет, – поясняет возможности водителей старший инспектор по исполнению административного законодательства ОГИБДДУВД по Казани Рустем Фахрутдинов. – В этом случае его вызовут для дополнительного разбора ситуации. Кроме того, в главном здании на центральном входе есть образец заявления и специальный ящик, куда автолюбитель может опустить свое заявление или жалобу на действия инспектора. Корреспонденция вынимается два раза в день и сразу обрабатывается. В этом случае водитель тоже будет вызван для административного рассмотрения дела. Может быть, у него появились свидетели, может быть, иные обстоятельства. Могу сказать, что сейчас количество таких «любителей» поспорить сильно увеличилось. При этом, как и раньше, часть постановлений отменяется, часть подтверждается. Но даже при отрицательном исходе нашего рассмотрения есть суд, который может расставить все окончательные точки».