Программа по утилизации старых автомобилей может завершиться раньше времени. Выделенные на эти цели 200 тысяч автомобилей закончатся уже к сентябрю. В то же время со всех концов России раздаются жалобы автовладельцев о невозможности быстро и без усилий сдать старую и приобрести новую машину. АвтоВАЗ не справляется с объемами заказов. В Татарстане автомобили по программе тоже заканчиваются.
Больше месяца прошло с начала эксперимента. За это время в Татарстане участвующие в нем автодилеры выдали 1887 свидетельств об утилизации. Продали же пока 1235 штук, 90% из них – автомобили семейства Lada. Разницу в 625 автомобилей дилеры объясняют двумя причинами. Первая – при покупке нового авто в кредит банку необходимо время для проверки и принятия решения. Вторая – отсутствие авто нужной марки или желаемой комплектации.
«Несмотря на то, что по республике у нас работают 40 дилерских центров, все равно образуется очередь, – говорит пресс-секретарь минпромторга Татьяна Завалишина. – Все хотят получить дешевую машину. А их уже нет. АвтоВАЗ, а 90 процентов клиентов покупают именно их машины, не справляется с потоком заявок. По всей видимости, плохо подготовились».
По данным минпромторга, всего по стране очередь на «Жигули» достигла 7 тысяч человек, а объем заявок по утилизации уже составляет около 80 тысяч.
Руководитель АвтоВАЗа Игорь Комаров официально заявил, что «в ближайшие три-четыре месяца лимит в 200 тысяч автомобилей, выделенных на программу, закончится». И это результат того, что мощностей завода для обеспечения программы попросту не хватает.
«У нас на дешевые машины образовалась очередь где-то в пятьдесят человек, – рассказывает заместитель генерального директора «Канавто» Сергей Чернов. – Они ждут «пятерки» и «семерки», которые закончились еще в марте. Завод, по всей видимости, не ожидал такого спроса именно на эти модели, они даже производство сворачивали. Знаете же, что одну нитку конвейера отдали под производство Nissan, «Калину» дешевую стали делать, вообще производство сократилось до одной третьей части. А потенциальных покупателей толпы».
Учитывая, что план производства зависит от заявок дилеров, а сами машины нужно ждать два-три месяца, сейчас АвтоВАЗ, по словам дилеров, лихорадочно изыскивает возможности по увеличению производства востребованных моделей. Тем временем на коммерческих складах эти машины есть. Вот только продать по программе утилизации их невозможно – они предназначены для прямой продажи. А «программные» определяются самим АвтоВАЗом, причем автоматически, через специально созданную систему.
«Мы заказали огромное количество «пятерок» и «семерок», – констатирует Чернов, – и заводчане наш заказ приняли. Вот только когда эти машины нам отгрузят – не может сказать никто. Да тут и дороги еще закрывают до 15 марта. Покупать разрешение и возить – кто пойдет не такие расходы? И.о. премьер-министра Равиль Муратов обещал помочь, конечно, но пока вопрос все равно не решен».
Тем временем в Москве считают, что программа утилизации развивается в нормальном режиме. «Итоги первого месяца работы будут подведены завтра на пресс-конференции директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексея Рахманова, – говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Тогда и будет ясна вся существующая картина с программой. Возможно, что какие-то проблемы есть, без них не обходится ни одно начинание, есть они и в программе утилизации, но они, как правило, все решаемые. Говорили пока лишь о том, что, возможно, программу не будут продлевать, но это решение не окончательное».