Шансы на спасение исчезающего на глазах памятника в центре Казани, похоже, несколько повысились. Прокуратура Вахитовского района потребовала исполком татарстанской столицы привести дом профессора Фукса в надлежащее состояние. Здание, в котором останавливался Пушкин, разрушается уже почти полтора десятка лет – а чиновникам до этого, похоже, нет никакого дела.
Правда теперь ситуация может наконец измениться. «Око государево» обратилось в суд с иском об обязании исполкома города привести объект культурного наследия в надлежащее состояние. Первое заседание суда состоялось на днях, 6 апреля, и прошло по большому счету вхолостую. Представитель горисполкома в суд так и не явился. Зато прокуратуре представилась возможность уточнить свои требования. Теперь, как пояснил корреспонденту 116metrov.ru старший помощник прокурора Вахитовского района Ильнар Ибатуллин, ведомство требует провести в здании реконструкцию или ремонт.
Кроме того, в деле, судя по всему, должен появиться соответчик: оказывается, исполком, являющийся собственником здания, передал дом на обслуживание МУП «ЖКУ Московского района г. Казани». По крайней мере, соответствующий акт в деле имеется.
Любопытно, что это муниципальное предприятие уже имеет некоторый опыт обращения со зданиями, представляющими культурную ценность. Жилищно-коммунальному управлению был доверен, в частности, расположенный на углу улиц Мусы Джалиля и Профсоюзной памятник федерального значения – Дом, где в 1873-1891 гг. жил революционер Бауман Н.Э.
Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу выдало МУП «ЖКУ Московского района г. Казани» предписание с требованием «заключить охранное обязательство и провести работы по консервации объекта культурного наследия: устранить протечки кровли, восстановить систему водостоков, закрыть оконные и дверные проемы, очистить помещения первого этажа и подвалов от мусора».
Профессор Казанского университета Карл Фукс был практикующим врачом и натуралистом-исследователем, историком и этнографом, выдающимся знатоком Казанского края. Дом Карла Фукса служил своего рода лечебницей (профессор принимал бесплатно!) и одновременно являлся центром интеллектуальной жизни Казани.
Дом Карла Фукса больше напоминал музей. Ученый собрал богатейшие коллекции монет, минералов, растений, а также обширную библиотеку, включающую старинные рукописи.
Профессор помог Александру Пушкину собрать ценные материалы для «Истории Пугачева». Великий русский поэт написал в книге, что обязан Фуксу «многими любопытными известиями касательно эпохи и страны, здесь описанных».
Однако, как сообщает официальный сайт Росохранкультуры, «в установленные сроки ни один пункт предписания исполнен не был», и в результате управление ведомства по ПФО было вынуждено «возбудить производство по делу об административном правонарушении». Мировой судья в итоге оштрафовал муниципальную компанию на 10 тысяч рублей.
О «фуксовском» доме МУП «ЖКУ Московского района г. Казани» заботилось, судя по всему, с не меньшим усердием. Совместная проверка прокуратуры и республиканского министерства культуры выявила, например, что «площадь разрушения потолка составляет около 70 процентов», в здании «имеются следы возгорания», повсеместно наблюдаются «проседание межэтажных перекрытий» и «разрушение кирпичной кладки», а «доступ внутрь здания не ограничен».
Впрочем, плачевное состояние памятника, расположенного на улице Московской, способен оценить любой прохожий. Причем в более ёмких и менее печатных выражениях. Ведь здание разрушалось почти полтора десятка лет – у всего города на глазах.
А так всё хорошо начиналось, вспоминает директор Музея истории Казанского госуниверситета Стелла Писарева. К 220-летию со дня рождения Карла Фукса, в 1996 году, на здание, которое тогда находилось еще во вполне приличном состоянии, повесили мемориальную табличку, кабмин РТ включил дом в список памятников республиканского значения...
Прошли годы. Табличка со здания исчезла. А приехавшие в город журналисты одного федерального телеканала не смогли найти даже ответственных за здание. «Республиканские чиновники кивали на городских, городские – на республиканских!» – негодует г-жа Писарева. О том, что начался судебный процесс, директор музея знает. Однако не слишком-то верит, что ситуация может измениться в лучшую сторону.
«За последние пятнадцать лет никаких улучшений не произошло, – вздыхает женщина. – Для восстановления памятников отечественной культуры ничего не делается. Посмотрите, в каком состоянии находится Дом Льва Толстого! Да о чем вообще можно говорить, если в центре татарстанской (!) столицы даже номера гостиницы «Булгар», где жил великий татарский поэт Габдулла Тукай, сравняли с землей!»
Недавно, правда, на фасаде «фуксовского» дома вновь появилась мемориальная табличка: «В этом доме в первой половине XIX в. жил профессор Казанского университета Карл Фукс. 7 сентября 1833 г. здесь был в гостях Александр Пушкин». Правда, мелкая надпись «Охраняется государством» в самом низу воспринимается пока как насмешка. Да и установили новую табличку не чиновники – общественность. А вот вернуть память властям, судя по всему, способно только решение суда.