Ремнями безопасности оборудовать в три дня – примерно так можно понять очередные изменения в ПДД. Соответствующие поправки в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации были внесены 27 февраля правительством РФ. С сегодняшнего дня вступила в силу поправочка: «В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности». «На местах» выполнять невозможные с точки зрения количества времени законы не торопятся. Хотя готовность, конечно, демонстрируют...
«Раз есть приказ, значит, будем выполнять», – заверили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. По мнению официальных лиц, несмотря на невыполнимые сроки, закон есть закон, и выполнять его министерство обязано. Тем более что в междугородных перевозках оно выступает в роли заказчика. Соответствующие требования сегодня уже разосланы по всем транспортным предприятиям. «Будем реализовывать, обяжем всех транспортных подрядчиков выполнить требование правил, еще и тендер объявим, – говорят в министерстве. – Кто быстрее ремни поставит, тот разрешение на перевозку и получит.
Если задуматься, то чем дальше, тем больше действия депутатов становятся похожи на конвульсивные вздрагивания и бред умирающего. Согласитесь, даже если весь автопром кинется изготавливать ремни безопасности для автобусов, трех дней на исполнение закона не хватит. Междугородные автобусы, а их в России сотни тысяч, а на старых ремней никогда и не было, должны умудриться где-то их заказать, привезти и поставить. Мало того, в ГИБДД нам подсказали, что для автотранпортных средств, не оборудованных ими изначально, придется сертифицировать внесенные в конструкцию изменения.
«Конечно, в плане безопасности пассажиров мы только за предстоящие изменения, – признает владелец ООО «Буревестник» Вячеслав Улитин. – Наши автобусы, кстати, ремнями уже оборудованы. Мне бы хотелось обратить внимание на другой аспект этой проблемы – исполнения и контроля. Пока все претензии по поводу ремней работники ГИБДД будут предъявлять водителям, ничего хорошего их этих правил не выйдет. Разве сможет один человек за рулем уследить за всеми пассажирами? Их там 45 человек, и даже на посту, когда инспектор войдет в салон, кто-нибудь да встанет размять ноги, выйти покурить, да просто наклонится за сумкой в ногах – все, водителю штраф? Точно так же возникает сомнение в целесообразности весь автобус пристегивать – ремни-то двухточечные, при резком торможении пассажир все равно достанет головой и грудью до впередистоящего кресла».
В ответ на опасения водителей и руководителей ПАТП в ГИБДД только разводят руками – они и сами пока не в курсе, каким образом станут исполнять требования закона. «Мы ждем разъяснений из главка, – признается ведущий специалист отдела пропаганды ГИБДД Дмитрий Пекунов. – Пока их не будет, ни о каком контроле или наказаниях речи не идет».
Стало быть, три дня срока – простая формальность, фикция, пустое сотрясание воздуха, в очередной раз произведенное нашими «народными» депутатами. Пока не будет разработан механизме контроля, пока не будет до конца оборудован самый распоследний автобус, ни о каких рейдах и месячниках «За ремень в автобусах» не стоит беспокоиться.
«Ну какая-то польза от этих мер будет, конечно, – признает руководитель ПАТП-1 Нижнекамска Марат Галиахметов. – Мы, конечно, оборудовали все свои автобусы, у нас на это ушло времени больше двух месяцев. Но как контролировать это все? Мы ведь не можем на каждый автобус по стюардессе посадить, перевозки и так нерентабельны. Короче говоря, с этим законом еще работать и работать, как мне кажется».
Как лучше хотели, наверно. Только результат уж очень предсказуем.