Терпение – это достоинство. И если вы считаете, что на дороге вам все мешают, что за рулем других авто находятся «уроды», которые «вчера права купили», то, может быть, дело все-таки в чем-то другом? Может, пора поменять прокладку в вашей машине? Да-да, ту самую, между рулем и сиденьем.
Приходится признать: у нас в городе вежливость умирает. Точнее, она находится в коме. Согласитесь – если вдруг впереди на перекрестке образовался небольшой заторчик, и стоять, по всей видимости, придется секунд тридцать, ну, минуту, то обязательно найдется хотя бы один «олень», которому надо проехать вперед всех. И он проедет, встанет и перекроет выезд с перекрестка всем, кто там находится. В результате вместо минуты затор может и 20 минут продлиться, потому что «олень» такой умный не один, и еще как минимум три-четыре машины вклинятся в свободное пространство.
И такая ситуация повторяется не однажды. Ежедневно, ежечасно, практически на любом перекрестке. Парадокс, но в Казани в часы пик едут на красный, а на зеленый стоят. Стоят потому, что не могут двинуться с места – перекресток заняли те, кто въехал на него на мигающий зеленый и встал, потому что не может выехать с него – впереди затор. Если внести в ПДД изменения, чтобы за въезд на заполненный перекресток лишать прав пожизненно, то пробки на наших дорогах исчезнут за пару месяцев!
«Я считаю, что все дело в уважении к другим участникам движения, – говорит инспектор полка ДПС ГИБДД УВД по Казани Марат Хуснутдинов. – Чем больше будут водители уважать других, тем меньше проблем будет на дорогах. И пробок меньше, и аварий тоже».
Вообще проблема невоспитанности водителей в Татарстане и Казани обсуждается постоянно. Путешествуя по огромным просторам нашей России-матушки (да и не только, а еще и Европы), любой может убедиться, что ПДД существуют. И их даже соблюдают! Но не в Казани. В последние годы, правда, и это не может не радовать, ситуация стала меняться. Замечая положительные тенденции, стараешься успокаивать себя мыслью, что культура поведения тоже заразна, распространяется, пусть и не с большой скоростью. Значит, не зря уступаешь, пропускаешь и моргаешь в благодарность аварийкой. И не просто так пропускаешь пешеходов – а подаешь пример другим водителям. Лелеешь надежду, что в следующий раз тот, к кому ты проявил вежливость, проявит ее к другому такому же автолюбителю. А ведь, согласитесь, это даже приятно, сделать какую-то мелочь, не переть, как танк, не моргать «дальником» и сигналить, а просто подождать три секунды и, увидев моргнувшую впереди два-три раза аварийку, почувствовать удовлетворение. Подумать: «Да! Вот такой я автоджентльмен».
«Невежливость, невоспитанность заслуживает того, чтобы говорить о ней постоянно, – считает казанский бизнесмен, водитель Александр Гурьянов. – Ведь это не только сделает езду более комфортной, но и более спокойной и безопасной. Признаться честно, я и сам проезжал на «почти зеленый», превышал скорость и пересекал двойную сплошную. Но не горжусь этим, так как все мы знаем, что не всегда получается соблюсти правила вследствие давно всем известных факторов, которых у нас на дорогах, к сожалению, много».
А теперь поговорим о левом ряде
Пункт 9.4. ПДД гласит: «Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3, или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.
При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил. Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном».
Пункт 9.5. ПДД добавляет: «Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги».
Уважаемые водители, которые едут по мосту «Миллениум» в крайнем левом ряду со скоростью 40-50 км/ч, видимо, никогда не читали правил дорожного движения. И как это ни печально, скорее всего, из-за того, что наши автошколы не считают нужным должным образом преподавать правила. По их мнению, достаточно выучить знаки, откатать положенные часы на вождении – и человек готов к сдаче экзамена в ГАИ.
Опустим вину автошкол. Допустим, человек закончил хорошую, проверенную школу, сам сдал экзамен в ГАИ, сам получил водительское удостоверение. Так почему он тащится в левом ряду, зная, что это является нарушением, притом что два крайних ряда абсолютно свободны, а сзади него выстроилась очередь из автомобилей, которые куда-то спешат?! Сигналят, моргают дальним светом и в результате вынуждены нарушать, обгоняя справа! А этот медленный автолюбитель еще и смотрит с презрительным видом (а может еще и сказать, и даже показать), вцепившись в руль обеими руками (с одной мыслью в голове: «Меня хотят обидеть! Умру, но не пропущу!»), либо, что еще хуже, разговаривая по мобильному, думая, видимо, что дорога только для него.
Кажется, обгони ты его справа и успокойся, езжай себе дальше. Но почему кто-то должен нарушать правила из-за чужой невоспитанности или необразованности? Почему должен рисковать собственными деньгами? Может быть, стоит начать наказывать за «вынуждение к нарушению»? Ведь у нас крупный город, пробки увеличиваются с каждым днем, и подобные участники движения только усугубляют ситуацию на дороге.
Кстати, не так давно эта тема была затронута в шоу «Смех без правил». Игорь Коваленко исполнил пародию на советскую песню «Лесной олень». Она находится в открытом доступе в Интернете.
«Ровно сорок километров в час
Ехал по шоссе ноль-первый ВАЗ.
Ехал он по левой полосе –
Ну а в пробке точно знали все!
Что за рулем олень –
Олений стиль вождения.
Везет домой олень
Свою семью оленью.
С женою и дитями
К оленьей едут маме.
Сверни с дороги греб…й олень!»
Конечно, авторы этой пародии не хотели обидеть владельцев «копеек» – просто так рифма пришлась. «Олени» ездят и стареньких ВАЗах и ГАЗах, и на дорогих иномарках премиум-класса. Дело не в машине – дело в «прокладке» между рулем и сидением.
Напомним правила водительской этики
Применяемые маневры за рулем должны быть понятны другим водителям и не должны как-то нарушать ПДД и логику. Перестроения не должны иметь «шашечный» характер, они должны быть плавными и осмысленными. Также необходимо все маневры заранее начинать с включения указателей поворота. При этом следует убедиться, что он не нарушит движение остальных водителей.
По возможности следует пропускать водителей, которые желают перестроиться или выехать на дорогу, даже когда правила этого не обязывают. В плотном потоке не жмитесь сильно к другим машинам – это нервирует. Оставляйте некоторые зазоры, чтобы потом было можно производить маневры всем участникам движения. Соблюдайте дистанцию.
Необходимо всегда помнить о наличии пешеходов на улицах. Если пешеход вступил на пешеходный переход, то его обязательно надо пропустить. Часто бывают такие случаи, когда молодая мама с ребенком не может перейти дорогу. Не уподобляйтесь остальным невежам, пропустите, покажите хороший пример остальным водителям.
Соблюдая водительскую этику, мы резко снизим количество ДТП, и ездить на наших дорогах будет намного легче. Приятно осознать, что рядом с тобой едет порядочный культурный водитель, который понимает тебя и может придти на помощь.
И для новичков за рулем
Моргни дальним, если впереди засада с радаром.
Если уступили дорогу на «главной дороге», моргни аварийкой, тем самым сказав «спасибо».
Моргнули два раза в спину дальним, прижмись правее, дай место для обгона сзади идущей машине.
Если едешь за фурой за городом по обычной двухполоске и решил обогнать, но плохо видно дорогу из-за местности, моргни дальником сзади, если фура включит правый поворотник, то дорога свободна, можно обгонять, если включит левый и прижмется к центру, впереди встречка, не спеши, дождись, когда грузовик даст тебе сигнал правым поворотником. После обгона не забудь моргнуть аварийкой. А если в ответ услышишь гудок, то знай, тебе сказали «пожалуйста».
Моргнули дальником в городском заторе и показали жест рукой, значит, уступают дорогу, проезжай смелее.
Будь вежлив на трассе, не нарушай правила ПДД, предупреждай автолюбителей.
Удачи на дорогах.
Рамазан ИСЛАМОВ, Александр ГУРЬЯНОВ