Как и дорогу построить, и соблюсти все требования контролирующих органов, выясняли сегодня собравшиеся в Приволжском управлении Ростехнадзора чиновники и представители дорожно-строительных организаций. Не обошлось без взаимных упреков.
Соблюдать проект, СНИПы и требования экологов «строго и неукоснительно» – примерно так вкратце можно было бы описать суть требований представителей Приволжского управления Ростехнадзора к татарстанским строителям.
«К сожалению, часто бывает так, что наши сотрудники обнаруживают на объекте строительства отсутствие необходимой исполнительной документации либо фиксируют невыполнение некоторых видов работ, – говорит начальник межрегионального отдела государственного строительного надзора Приволжского управления Ростехнадзора Диана Шафигуллина. – Я понимаю, что и пропускные трубы, канавы и вся остальная сопутствующая планировка считается неважной. Но раз такие работы предусмотрены проектом, их надо выполнять. Иначе в процессе эксплуатации они могут повлиять на качество эксплуатируемых участков дорог».
Иначе говоря, не все работы выполняют подрядчики. Что и предъявляют им проверяющие. Ну и само собой, выписывают штрафы. А строители обижаются.
«Как приедет – ходит, смотрит, не говорит ничего, вроде нормально, а потом через пару дней получаем мы многостраничное перечисление всех наших ошибок и нарушений, – высказался представитель от строителей. – Давайте уж сразу тогда, как приехали, вместе с инженером, со сметчиком решать вопросы. Да и вообще, как мне кажется, следует внимательнее относиться к отступлению от проекта. Часто мы идем на улучшение дорожного покрытия, используем более современные материалы или вообще исправляем ошибки проектировщиков. А нас штрафуют за то, что мы отошли от проекта. За что, спрашивается?»
«Никто не говорит, что вы неправильно сделали ту или иную работу, – вмешивается в дискуссию руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. – Нам не дано право оценивать проект. Это делает Госэкспертиза. Если проектный институт придет к мнению, что ухудшения проекта не произошло, мы принимаем такую работу».
То есть, если строители пришли к выводу, что проект стоит улучшить, то они сами и улучшают. А экспертизу проводят уже постфактум. Но даже не в этом дело. При разговоре о качестве дорожного покрытия возникает вопрос: если большинство строителей соблюдают все требования проекта, то откуда берутся у нас плохие дороги? Почему новый асфальт выдерживает всего два-три года, а потом начинает разрушаться? Почему стоимость строительства метра дороги в России и Татарстане выше, чем в Европе, и гораздо выше, чем в Китае? А там, кстати, дороги ровные и крепкие.
Если виноваты проектировщики, то гнать надо таких проектировщиков. Если поставщики завышают стоимость сырья, то надо искать параллельные каналы. Впрочем, кажется, что самый короткий и исчерпывающий ответ на вопросы типа «почему у нас все намного хуже, чем у них» дал сегодня Борис Петров: «Воруют больше».
Больше добавить нечего.