Охота на родителей, которые перевозят своих детей в машинах, прошла сегодня, 11 февраля, в Казани. 21 школа города была взята под прицел сотрудниками ГИБДД и инспекторами отдела пропаганды УГИБДД МВД по Казани. Наш корреспондент тоже принял участие в «ловле» нарушителей.
Долго ждать на морозе нарушителей не пришлось. Буквально третья по счету машина, на которую обратил снимание инспектор, оказалась «с выявленными нарушениями ПДД», а попросту говоря, ребенок ехал в ней без кресла, да еще и не пристегнутый. И пошло: не успевала одна мама получить протокол административного правонарушения, как следом за ней в патрульную машину торопилась другая.
«Свой-то у меня пристегнут, это я вон соседского мальчишку взяла подвезти, – объясняет женщина – водитель Ford Fusion. – За ним отец не может заехать – на совещании находится. Пристегнем обязательно, просто не успели. А своего я уже второй год катаю в детском кресле, которое взяли в аренду на Оренбургском тракте в ГИБДД, там у них есть общество ветеранов, вот они и занимаются выдачей кресел. Всего 500 рублей в год, кстати».
«Что вы ерундой маетесь, вы же неправильно стоите, – возмущается другая мама-водитель. – Я вот только отъехала, как раз увидела и сказала ребенку, чтоб пристегнулся. За что меня штрафовать? Он же просто не успел еще. А сейчас уже пристегнут».
Общегородские рейды «Сохраним жизни юных пассажиров!» становятся регулярными. По словам сотрудников ГИБДД, еженедельно они становятся возле школ и штрафуют родителей, которые нарушают ПДД в части правил перевозки малолетних детей. Их, в частности, следует размещать в специальных детских креслах или удерживающих устройствах. Везти детей непристегнутыми запрещено. Да и пристегивать без кресла тоже нельзя – при резкой остановке ребенок может получить травму от самого ремня безопасности.
«Акция направлена на то, чтобы уберечь детей, обеспечить им безопасное передвижение в автомобилях, – говорит старший инспектор пропаганды УГИБДД МВД по Казани майор милиции Гузель Островская. – При аварии дети страдают наиболее часто. Они же не сидят на месте, вертятся, занимаются чем-то своим и не могут заранее предусмотреть опасную ситуацию на дороге и как-то сгруппироваться. Буквально вчера один мальчик серьезно травмировал глаз будучи не пристегнутым на заднем сидении авто своих родителей. А у родителей, кстати, почему-то вопрос сохранности здоровья собственного ребенка стоит по важности на последнем месте».
Объясняют свое пренебрежение к правилам люди по-разному.
«Надо, надо, скоро купим», – уверяют одни.
«Да мы вот только сели и тронулись», – оправдываются другие.
Как рассказала Гузель, сейчас кресло можно приобрести напрокат, стоит только поинтересоваться этим вопросом. В управлении ГИБДД есть такая возможность, и частные предприниматели тоже не спят – предлагают свои услуги проката. Вырастает ребенок – меняется и удерживающее устройство. Вообще это удобнее всего: не надо платить полную стоимость кресла, не болит голова, куда девать его, если ребенок вырос, не придется искать замену меньшего кресла на большее. Тем более если детей двое. За аренду в год нужно заплатить от 500 до 750 рублей, в зависимости от модели. Но некоторые и их не хотят тратить на ребенка.
Напомним, что в 2009 году зарегистрировано 140 ДТП с участием детей, в них пять детей погибли и 141 ребенок получил травмы различной степени тяжести. Около 30% таких аварий произошло с участием детей-пассажиров, в том числе и один случай со смертельным исходом. С начала февраля 2010 года на дорогах Казани произошло восемь аварий с участием детей. Трое из них – пассажиры. Во всех трех случаях транспортным средством управляли родители пострадавших детей.
Как отмечает инспектор, ситуация с такими нарушениями уже меняется. В прошлом году увечий у детей инспекторы зафиксировали меньше, чем в позапрошлом. Похоже, усилия и пропаганды, и политики увеличения штрафов приносят определенные положительные результаты: количество детей, перевозимых без детских кресел или непристегнутыми, постепенно уменьшается. А может, возвращается к нам чувство ответственности за детей и здравый смысл?