Жители соципотечных домов в Казани все чаще судятся со строителями. Стены сданных по программе домов за считанные месяцы обрастают плесенью.
Чреватый для строителей прецедент создали жильцы дома №22 по улице академика Глушко. К счастью, не все, а только жители угловых квартир в первом подъезде. Не успели участники республиканской программы соципотеки заселиться в новенький дом, как стены начали чернеть!
«Мы переехали весной 2007 года, а уже осенью появилась плесень. Покупали антиплесень, белизной мыли – ничего не помогало. Вон, видите: снова нарастает!» – Гузель и Ильнур Ахатовы проводят для корреспондента 116metrov.ru экскурсию по ипотечной квартире. Стоит раздвинуть занавески – и сразу становится видна мутная полоска у самой оконной рамы.
Ахатовы уже выиграли суд в двух инстанциях и теперь ждут определения коллегии Верховного суда РТ: застройщики должны принять меры.
У соседки Ахатовых с четвертого этажа решение суда уже на руках. Однако устранять свои ошибки, считает она, строители раньше весны не начнут.
«В конце марта должны начать делать. Пока холодно, это бесполезно, – поделилась Зоя Краснова своими соображениями с корреспондентом 116metrov.ru. – Все панели мокрые пока. Тут пока у нас экспертизу проводили, стены вскрывали, оттуда вода текла! Конечно, будет плесень! Они же все промокшие уже... С улицы холод, а изнутри тепло. Образуется конденсат».
ОАО «Татстрой», в частности, обязали утеплить чердачное перекрытие и торцевую стену, привести в порядок загаженные потолки и стены, увеличить высоту вентиляционной шахты и обеспечить условия проветривания.
Решит ли это все проблемы жильцов? Только отчасти. Девятилетняя дочка Зои Эльвина за какую-то пару лет жизни в новостройке заработала себе аллергию. Удастся вылечить заболевание или нет, большой вопрос. По мнению врачей, в роли раздражителя выступил шлак.
«Сначала манту увеличилась, в первый год – на семь миллиметров, во второй – на девять, – рассказывает Зоя Краснова. – Сразу подумали: что-то не то, а потом дали лекарство, и пошла аллергия. Мы проходили компьютерную диагностику, нам сказали, что это аллергия на шлак. Все всасывается с чердака сюда через вытяжку. И темно-синяя пыль летит по всей квартире. Даже зубы пока лечить не можем, потому что сказали, надо сначала сделать комплексную прививку от аллергии. Раз аллергия, даже парацетамол нельзя. Детишек в нашем доме полно, многие жалуются...»
У Ханафиевых с первого этажа ребенок, к счастью, здоров. Вся квартира устлана коврами – не от хорошей жизни. Даже сквозь толстые носки чувствуется: полы здесь ледяные.
«В спальне целую ночь печка работает. Потому что невозможно иначе спать. Мерзнем. Радиатор сами поменяли, – делится своими проблемами Зиля Ханафиева. – Батареи греют, хорошо греют. Но без толку! Согреться не можем. А как отключат весной тепло или осенью запустят не сразу – вообще ужас!»
Ну и плесень, конечно... Куда ж без неё?
Зиля уже не раз отдирала почерневшие куски обоев в зале и спальне, наклеивала новые. Проходит время – и стены снова темнеют.
«Мы в суд не обращались. Просто писали заявления. Реакции ноль!»
Между прочим, всё это влетает семье бюджетников в копеечку. И переклеивание обоев, и установка новых радиаторов. Плюс за ипотеку платить еще целых 15 лет – по семь тысяч в месяц.
А Зоя Краснова вообще ежемесячно выкладывает по десять тысяч рублей: «Для меня это очень большая сумма. А платить такие деньги ежемесячно за бракованную квартиру, честно говоря, не хочется».
Десять тысяч рублей, к слову, женщине должны выплатить в качестве компенсации морального вреда... Жаль, что только один раз, а не ежемесячно. Ведь Зое еще дочку предстоит лечить...
Самое же обидное состоит в том, что случай «глушковцев» – это, как выясняется, вовсе не исключение из правил. Сразу несколько исковых заявлений поступило в суд Авиастроительного района Казани от жителей соципотечных домов на улице Челюскина. Разбирательство по одному из дел началось уже на этой неделе, на следующей должны стартовать еще два аналогичных процесса.